О спорах
О спорах
Юноши, обучавшиеся у Мастера, поначалу обычно бывали сходного мнения обо всём, что они слышали от Него и читали.
Но постепенно, по мере расширения кругозора и в процессе обретения новых знаний и развития самостоятельности в мышлении, они стали иногда расходиться в своих мнениях и оценках событий или прочитанного в книгах.
И стало случаться так, что их разногласия в мнениях стали перерастать в жаркие споры, которые иногда заканчивались обидами. Обычно в скором времени друзья вновь мирились, но такие ситуации повторялись вновь и вновь… Однажды они обратились к Мастеру с просьбой, чтобы он рассудил: кто же из них прав в очередном жарком споре.
Мастер ответил им неожиданным образом:
— Знаете ли вы, что избыточное настаивание на своём мнении в разговоре есть проявление порока насильственности?
Насилие над мыслями другого человека, принуждение других думать так, как думаю я, есть одно из весьма негативных проявлений эгоцентризма!
Размышляли ли вы об этом?
… Юноши молчали в смущении. Они совсем не так оценивали свои словесные баталии.
Мастер же продолжил:
— Высказывать точку зрения, которая отлична от мнения собеседника, можно лишь в состоянии любви и уважения к нему. И следует при этом понимать, что собеседник имеет право не согласиться с твоим мнением.
Если мы здесь все хотим быть единомышленниками в Главном, что нас объединяет, — очень важно научиться не вкладывать силу негативных эмоций в такие вот споры из-за несущественного.
Настаивать на своей правоте нам следует лишь в исключительных случаях! А вы приобрели привычку спорить по малозначащим проблемам и темам.
Только в тех случаях, когда ошибки и заблуждения твоего друга могут серьёзно повредить ему или другим людям — стоит проявлять твёрдость в высказывании своей позиции. Эта уверенность в правильности таких слов и действий будет подтверждаема одобрением Бога, которое вы научитесь ощущать.
Если же вы усвоите привычку к спорам по пустякам, то, когда речь будет о действительно важном, ваше мнение не будет услышано и учтено. Привычка всегда возражать собеседнику — весьма дурна!…
А нежелание выслушать иную точку зрения, также отношение к оппоненту, который думает иначе чем ты, как ко врагу или как к глупцу, — указывает на крайнюю степень вашего эгоцентризма!
Вырабатывайте в себе привычку к самоанализу и самонаблюдению!
Иногда желание возражать собеседнику проявляется не в словах, но лишь накапливается всё нарастающее мысленное и эмоциональное возражение. Это накапливание негатива неизбежно приводит в дальнейшем к конфликтным ситуациям. Замечайте в себе такие недоработки!
— А что же мне делать, если я действительно не согласен с ним? — спросил один из юношей.
— Бог дал людям свободу воли! Это — в том числе, свобода мыслить и оценивать происходящее в соответствии с тем уровнем развития, на котором пребывает душа. Эту свободу воли каждого следует уважать!
Только если мышление собеседника кажется вам вредоносным и опасным для других — имеет смысл попытаться остановить друга или подправить его. Но всё это должно делаться с эмоциями покоя, любви и уважения!
Если же вы не способны уважать и любить тех людей, с которыми возникают затяжные конфликты, — имеет смысл прекратить такое общение. И даже в этом случае не должно быть презрения, отвращения и ненависти. Просто… люди расходятся и получают каждый в своей жизни новые уроки от Бога — в соответствии с тем, как он или она будет жить дальше.
Насилие в сфере мышления — это тема весьма интересна и её следует глубоко понять и изучить.
Важно выработать в себе, в том числе, способность соглашаться со своей неправотой, умение «сдаться», позволить своему «умному я» быть побеждённым, признать себя неправым. Надо также научиться смотреть на проблему или ситуацию — глазами собеседника, научиться понимать, как он мыслит. Важно также умение спокойно и аргументировано высказывать своё мнение. Вот это — то, чему вы должны учиться во время таких дискуссий. Всё это развивает умение мыслить самостоятельно и, в то же время, понимать других не поверхностно.
Это полезно уметь — не только вставшим на духовный путь подвижникам. Это важно и просто для гармоничной совместной жизни в семьях или иных малых и больших сообществах людей.
И даже во взаимоотношениях между государствами это было бы весьма полезно и могло бы быть названо мудрой политикой. Жаль однако, что обычно политики и дипломаты используют умение понимать ход мыслей и распознание далеко идущих планов действий собеседников — лишь для обмана своих противников и для утверждения «победного превосходства» над… своими союзниками.
Очень часто кровопролитные войны между народами случаются из-за амбиций и споров политиков, которые не желают увидеть ситуации шире интересов одного человека или нескольких персон, не учитывают возможные бедственные последствия для остальных очень многих людей. Не знают они также о великой тяжести кармических последствий, которые они сами привносят в свои нынешние и будущие воплощения.
Надо понимать, что, если люди обладают большим объёмом сознания и сильной волей, то их мышление и убеждённость в своей правоте очень сильно воздействует на малых душами людей. Такие лидеры легко начинают управлять мышлением толп, подчиняя, парализуя своей грубой силой пока ещё слабую способность мыслить и различать у других людей.
Печально видеть, когда такие лидеры используют свою силу подчинять себе мышление других людей — ради собственной материальной наживы или славы…
То же можно наблюдать и у некоторых религиозных лидеров…
Вот почему на духовном Пути так важно научиться отслеживать и пресекать в себе желание подчинить мышление другого человека даже в незначительных пока проявлениях.
— Отчего же, Мастер, Вы сразу не запретили нам вот так спорить друг с другом?
— Человек должен развивать в себе умение мыслить, понимать другого, иметь собственную точку зрения, — а не слепо подчиняться мнению других, даже имеющих влияние и авторитет. Меня не радует, если мои ученики просто принимают на веру всё, что говорю я, или всё, что прочитали в моих книгах, — и поступают тем или иным образом не потому, что согласны, а из-за страха оказаться в числе тех, кем я не доволен.
Сейчас, надеюсь, вы увидели ситуацию многогранно — и не просто из послушания будете поступать верно, но сможете развивать в себе качества любви, заботы и мудрости при освоении умения мыслить, говорить и слушать.
http://swami-center.org/ru/text/o-puti-i-putnikah/o-sporah...
Там много психологических закономерностей, одинаковых как для верующих так и для атеистов....Я думаю, что это совершенно отдельная тема.
Бережливость
Если удача зависит в большей степени от наших внутренних предпосылок, то как нужно научиться следить за собою, чтобы не отравлять пространство. Такая заботливость приучит к истинной бережливости. Мы не имеем права покушаться на чужую энергию - самовольно потратить чужие ценности. Ведь это нельзя как в материальном, так и в духовном плане. Между тем из самых, казалось бы, добрых намерений нередко происходит растрата чужих сил. При этом люди думают, что взяли от одного, а между тем самовольный заем произошел совсем от другого. Люди думают, что они оберегли что-то, а на самом деле - они усугубили и отяготили.
Много раз приходилось
видеть, как по незнанию даже друзья в самый напряженный момент посылали очень отравленные стрелы. Может быть, накануне очень ответственного действия именно дружеская стрела, опрометчиво пущенная, наносила опасную царапинку. Конечно, предполагалась посылка стрелы по другому направлению, но пославший не рассчитал все внутренние связи и невольно задел именно то, что предполагал оберечь. И чем больше сотрудничество уже спаивалось, тем опаснее могли быть эти нерассчитанные удары.
Чувства любви и преданности должны бы достаточно предупреждать неосторожных лучников. Чувство доверия, как основа сотрудничества, должно бы напомнить об осторожности. Врожденное чувство доброжелательства должно бы создать осмотрительное благоволение. Но, очевидно, всех этих сочетаний недостаточно. Может быть, кроме сердечной заботливости нужно развить в себе то, что называется бережливостью.
В каждом опрометчивом действии непременно будет вред
и для других, и для себя. Если человек еще не научился вполне заботливо относиться к другим, то пусть он хотя бы и для себя самого поостережется. Всякое покушение на чужие ценности будет уже похищением, и вред от него будет тем же вредом, как от каждого покушения на чужое достояние.
Бережность или бережливость! Эти оба понятия вполне связаны, хотя на первый взгляд как бы имеют в виду различные действия. Приучение себя к понятию сотрудничества помогает осмыслить все трогательное значение бережности и бережливости. При осознанном сотрудничестве, прежде всего, разовьется уважение к действиям сотрудника.
Если кто-то что-то делает, то, значит, у него есть достаточное основание именно к этому способу выражения. Сотрудник, прежде чем заподозрить, что действие несовершенно, прежде всего отнесется
с полным доверием и доброжелательством. Когда же после дружелюбного исследования поступка у сотрудника явится соображение, что нечто могло бы быть сделано иначе, то он всеми лучшими способами постарается разъяснить, почему его соображения более действительны.
Разве возможны среди сотрудников выражения, восклицания недружелюбия или злобы? Какие же они после этого сотрудники? Если в одном случае могла загреметь и завизжать злоба, значит, это возможно и в другом случае. Кто знает, может быть, среди самого ответственного действия могут вспыхнуть те же самые языки алого пламени. Значит, вино еще не готово. Значит, сотрудничество еще не состоялось. Если же так многое еще не оформилось и не установилось, то возможно ли ответственное действие? Испытание всегда приходит на малом.
Есть старинная сказка о том, как
некий царь заявлял, что он произведет очень серьезные испытания. Все готовились к ним и ждали их, и удивлялись, почему они отложены. Разве они вообще отменены? Но совершенно неожиданно все сотрудники были созваны и было объявлено новое распределение труда. Оказалось, что испытания уже произошли. Люди были испытаны на самых, для них незамеченных, обиходных проявлениях. Было отмечено, когда и кто раздражился, когда была неточность, когда была расточительность. Словом, все было взвешено в то время, когда люди ожидали, что испытания будут происходить в каких-то торжественных собраниях.
Люди выучили на тот случай какие-то благозвучные формулы. Запоминали наизусть изречения. Чертили на память формулы и вычисления. А в то же время в обиходе, сами того не замечая, достаточно выявили свои внутренние качества и свойства.
Недаром в сказаниях и в высоких учениях говорится о нежданности. Приготовить себя к таким жданным нежданностям можно лишь постоянною настороженностью и бережливостью. Оберегая друга и сотрудника, люди оберегают самих себя. Когда же будет понято, что всякое неосновательное суждение есть уже признак неподготовленности к ответственным действиям? А ведь одно искривленное или нарушенное действие влечет за собой множество прискорбных искривлений. Выпрямлять эти искривления гораздо труднее, нежели вообще не допустить их.
Друзья! Будем очень бережливы. Будем очень бережны.
8 марта 1935 г.
Пекин