Зависть: что о ней думают в Европе?
Но не все же!
Отчего зависит разнообразие подходов?
От моды? Принадлежности к той или иной вере, конфессии? От степени образованности? Благосостояния?
Вот, если бы можно было провести опрос, примерно, с такими вариантами:
Зависть -- плохое, недостойное человека чувство -- х %
Зависть -- хорошее, деятельное чувство -- у %
Зависть является природным свойством и не подлежит моральным оценкам -- z %
__________________
adada-inn&адада-съют
Сильнее человека-паука только человек-тапок ╘
Но все эти мысли, даже восточные, идут из прошлого, а о нем, о его подходах к зависти (Библия, Коран) мы более-менее знаем.
А что сегодня творится в умах у (пока) современников? Каша? Или гурьевская каша?
Ведь даже "простой", "тормоз" с ответами, и то весьма многозначителен. Мол, а что тут отвечать, и так все ясно...
Им ясно, почему обыкновенное человеческое чувство, такое же, как и все прочие 90, стало изгойным?
__________________
adada-inn&адада-съют
Аморальное -- значит, антиобщественное? Человек плох для жизни в обществе, так получается у Вас?
Этого я не понимаю, человек же общественное существо по природе своей!
Но всегда можно изобрести мораль, каковой не будет соответствовать кое-кто из социума. Но это -- упрек, скорее, морали.
В Вашей морали зависть -- ущербна. Так хоть объясните, почему!
Как Вы считаете, из сотни Ваших знакомых, сколько человек безоговорочно с Вами согласны? Христиан отведем сразу же, их мораль оценивает зависть совсем иначе.Мусульман также.
И еще. Вы пишете -- негативное.
А такие же природные чувства: горе, тоска, гнев, ярость, злоба, ненависть, -- тоже негативны?
__________________
adada-inn&адада-съют
Но утверждать подобное про природные свойства человека нелогично!
Пока нами не доказано, что какие-то видовые особенности хомо сапиенс тормозили эволюцию вида, например, слабое (относительно) зрение или чувство зависти, или многие другие "недостатки" как же их можно считать негативными?! Логичнее постулировать позитив, что без них мы не стали бы тем, кем стали!
__________________
adada-inn&адада-съют
Что же касается зависти, то я не скажу нечего нового, если назову это чувство "гнилым"... Не секрет, что зависть разрушает человека, делает его озлобленным и отучает радоваться жизни и тому, что он имеет сам. Развиваются комплексы... Получается, что от этого он несчастен, а все, что делает человека несчастным - плохо.
Вышеназванные "природные" качества могут иметь и положительную сторорну, т.к. они являются во многих случаях стимулами к действию..
Но зависть... так, навскидку, положительной стороны я пока не вижу. То ли собственная зависть, то ли подсознательное желание добиться чего-то для того, что бы вызвать зависть окружающих - всё это мешает осознать наши истинные внутренние желания, подменяя их какими-то стереотипами, навязанными социумом....
Патология Меридиана Почек (R): воровство, лживость, зависть ....
Так что Vagant прав...Патологичная "дева" сглазит - и красным глазом не моргнет
Неотъемлемым свойством человеческого организма является ограниченная продолжительность жизни. И смерть в банальных рассуждениях признается злом. Она, говоря Вашими словами, разрушает жизнь. Тем не менее, пока нельзя отрицать очевидного факта: смертность индивида обеспечивает бессмертие вида.
На каком же основании Вы -- или Ваши единомышленники, а имя им легион -- позволяете себе такие утверждения, из которых вытекает признание той же зависти чуть ли не ошибкой природы? Не кажется ли Вам, что этот вполне поверхностный подход вреден для общества?
__________________
adada-inn&адада-съют
В ответ на:Зависть -- плохое, недостойное человека чувство
Скорее всего, именно так и есть.
Во-первых, зависть унизительна для самого завидующего, а во-вторых, мешает ему развиваться т.к. концентрирует внимание завистника на предмете зависти, отвлекая его от собственного пути. Кроме того, даже удовлетворив свою зависть (т.е. обретя, наконец, предмет зависти), завистник не освобождается от этого чувства т.к. у него тут же появляется новый объект зависти. Иногда это чувство может появляться у любого человека, но люди, уважающие себя, давят его в себе ещ╦ в зародыше. Те же, у кого требования к себе "помягче", нередко превращаются в пожизненных рабов собственной зависти.
"Скорее всего, именно так и есть. Во-первых, зависть унизительна для самого завидующего, а во-вторых, мешает ему развиваться т.к. концентрирует внимание завистника на предмете зависти, отвлекая его от собственного пути."
------------------------------------------------------------------------------------------
Промелькнула когда-то песенка, в которой встречались такие строки:
"Есть у людей сужденье очень спорное - что бывает зависть только ч╦рная."
и далее, что человек
"Может потому и крылья выдумал, что когда-то птице позавидовал!"
Это я к тому, что не надо мазать вс╦ одной краской. У каждой хорошей или плохой черты присутствует е╦ противоположность, проявляющаяся при черезмерности. Примеров - масса:
Смелость - безрассудство
Осторожность - трусость
Искренность - доверчивое простодушие
Гордость - снобизм или тщеславие
И т.д.
Вот взгляд на чувства человека специалиста-психолога (наиболеее важные фрагменты из книги, существуюшей в электронном формате в полном объеме):
Лук А.Н. "Эмоции и чувства", 1972.
http://adada.nm.ru/txt/luk.htm
В ответ на:Смелость-------------------безрассудство
Осторожность-----------трусость
Искренность--------------доверчивое простодушие
Гордость-------------------снобизм или тщеславие
Чем отличаются качества, указанные в первом столбце от качеств, указанных во втором? Тем, что во втором столбце указаны качества первого столбца, но довед╦нные до абсурда и поэтому ставшие негативными. То есть, любая черта характера (даже самая положительная) становится злом, если проявляется в безграничной, гипертрофированной форме. Зависть же изначально является гипертрофированным желанием владеть тем, чем владеет тот, кому завидуют (богатством, знаниями, талантом, удачей и пр.), а не тем, что действительно нужно самому завистнику. К тому же, на почве зависти у завистника как правило развивается ещ╦ и совершенно необоснованная неприязнь к тому, кому он завидует.
В ответ на:Зависть √ чувство, возникающее при успехе или удаче другого лица и сравнения этого успеха с собственными неудачами в аналогичных ситуациях. Выражается в тенденции приуменьшить успех и заслуги другого, подыскать им обоснование, не связанное с его заслугами, а зависящее от счастливого стечения обстоятельств (╚повезло╩,0); в стремлении отыскать у него любые недостатки и промахи, вплоть до физических недостатков. Чувство зависти может перейти в ненависть.
(Но вряд ли удастся понять, что же такое в действительности зависть, если его не сопоставлять с остальными...)
А теперь сравните со словарными толкованиями за последние сотню лет:
В ответ на:ЗАВИСТЬ ж. свойство того, кто завидует; досада по чужом добре или благе; завида, завидки; нежеланье добра другому, а одному лишь себе.
Досада также дело, предмет, случай досадивший кому, и самое чувство огорченья, гнева, неудовольствия.
Или:
В ответ на:ЗАВИСТЬ, -и, ж. Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.
ДОСАДА, -ы, ж. Чувство раздражения, неудовольствия вследствие неудачи,
обиды.
Или:
В ответ на:ЗАВИСТЬ, зависти, мн. нет, ж. Чувство досады, вызванное превосходством, благополучием другого, желанием иметь то, что есть у другого.
ДОСАДА, досады, мн. нет, ж. Чувство раздражения и неудовольствия
вследствие неудачи, обиды или какой-н. неприятности.
Чувствуете разницу? :)
__________________
adada-inn&адада-съют
-----------------------------------------------------------------------------------------
Я же прив╦л пример и позитивного проявления зависти:
"Может потому и крылья выдумал, что когда-то птице позавидовал!"
Насч╦т того, какими средствами пользуется завидующий другому - в ДК уже приводились примеры как национальной черты:
Если немец видит, что у соседа сад или дом красивее, то он мечтает посадить сад или построить дом ещ╦ лучше. Если русский видит, что у соседа сад или дом красивее, то он думает как бы дом поджечь или деревья попортить.
Сразу оговорюсь, что я это не связываю с национальностями, а лишь хочу привести как возможности позитивного и негативного проявления зависти.

