Что же такое свобода?
╚Свобода есть осознанная необходимость!╩ - вдалбливали в наши головы институтские преподаватели.
╚Я выбираю свободу╩ - пел Галич.
Фраза ╚Образование дарует свободу╩ была девизом издания книг серии ╚Дешёвая библиотека немецких классиков╩
╚О, сладкое имя свободы!╩ - сказал Цицерон в речи против Верреса.
╚Прославим, братья, сумерки свободы ...╩ - написал Мандельштам в 1918 году.
╚Свобода для щуки √ смерть для пескаря╩ - писал английский философ Ричард Тоуни в 1931 году.
╚Ещё закон не отвердел,
Страна шумит, как непогода.
Хлестнула дерзко за предел
Нас отравившая свобода╩ - сказал Есенин.
Так что же такое свобода? (По словам Исайи Берлина √ определений понятия свободы более двухсот.)
И зачем она нужна?
Sum ut sum aut non sim. Таков, каков есть, и другим не буду.
http://groups.germany.ru/86401
или вот: "Я сам себе хозяин", сказал раб и отрубил себе ногу.
где она, свобода эта? Если свобода это езда без виз из Германии во Францию, то я тоже когда-то из Казахстана ехал в Россию и назад и как-то без визы обошлось; выходит, что можно ставить знак равенства между такими свободами.
Автор благодарит алфавит за любезно предоставленные буквы ╘
http://www.net-lexikon.de/Arbeit-macht-frei.html
http://groups.germany.ru/86401
На свободе мне жить непривычно
после долгих невольничьих лет,
а улыбка свободы цинична,
и в дыхании жалости нет.
Написал Игорек Губерман
По-моему оченно в духе эпохи.
Есть два вида свободы:
свобода рабов - что хочу, то и делаю и
свобода свободных - чего не хочу, того не делаю.
Разумеется, обе формулировки обострены до предела, но разница в понятиях все же заметна...
Полной и абсолютной свобода не бывает. Всегда существуют границы, поставленные извне (государство, общество) и выбранные добровольно (семья).
Поставленные нам кем-то (чем-то) границы должны быть шире наших внутренних границ. Тогда они нам не мешают - и конфликт не возникает.
Добровольно выбранные границы должны устраивать тех, кто оказался "за компанию" в них.
Примеры.
Государство не разрешает мне читать ЭТУ книгу, ехать в ЭТУ страну, видеть ЭТОТ фильм. Конфликт запрограммирован.
Государство не разрешает ввоз оружия и наркотиков в страну. Эта тема находится вне моих внутренних границ. Конфликт отсутствует.
Общество против браков с людьми другого цвета кожи. Конфликт запрограммирован.
Общество осуждает педофилов и не позволяет им работать с детьми. Конфликта нет.
Мой муж возражает, чтобы я пошла вечером в театр без него. При условии, что я ХОЧУ пойти в театр и именно БЕЗ НЕГО - конфликт запрограммирован.
Если принять, что я САМА не хочу БЕЗ НЕГО пойти в театр - никаких конфликтов!
Обобщая: если я в состоянии находиться внутри "назначенных" ограничений свободы, а мои "добровольные" границы устраивают мое окружение настолько, что мне не навязываются дополнительные ограничения, я могу считать себя свободной.
В ответ на:химера
Люблю я односложные ответы!
Они без промаха на форумах стреляют,
И, как венецианские стилеты,
Здесь насмерть оппонентов поражают.
Sum ut sum aut non sim. Таков, каков есть, и другим не буду.
В ответ на:Написал Игорек Губерман
По-моему оченно в духе эпохи.
Привыкай, дорогая, к свободе,
после долгих невольничьих лет.
Ощущаешь ты что-то навроде
с голодухи наевшись конфет?
Это Вам от меня утренние стихи.
Sum ut sum aut non sim. Таков, каков есть, и другим не буду.
1. Что придёт адада-инн и к двумстам определеиням свободы, упомятух Исаёей Берлиным добавит своё, ададовсое, двести первое. После чего будет стыдно и мне, и Берлину.
2. Что придёт наблюдатель и даст единственное самое правильное определение свободы, после чего топик нужно будет закрыть, а все, кто пишет на "свободные" темы останутся без занятости.
А теперь вопрос к Вам, дорогая оппоненетка golma1. Можно ли сделать из Вашего сообщения вывод, что "свобода, как осознанная необходимость" и есть самое правильное определение?
Sum ut sum aut non sim. Таков, каков есть, и другим не буду.
"Свобода как осознанная необходимость" - это настолько затертая фраза, что ее содержание уже потеряно...
Я не знаю "самого правильного определения". Все мои высказывания - очень личные. Это вообще мой грех - принимать и вос-принимать все очень лично и только в отношении себя, все теории, правила и убеждения "примерять" на себя, а не на человечество.
А если "еще раз про... свободу", то...
Я готова сама ограничить свою свободу во имя .... (нужное вписать). И я не готова поступиться ни пядью своей свободы из-за/для..... (нужное вписать).
Вписанные слова будут у каждого свои. В чем-то общие, в чем-то различные. Как в любви...
P.S. Прошу Вас, не обижайте мой нежный женский слух словом "оппонентка", давайте называть друг друга собеседниками.
Свобода - это совпадение наших желаний с нашими возможностями.
Что касается твоего определения, то оно справедливо ровно настолько, насколько мы можем сознательно приводить величину наших желаний в соответствие с величиной наших возможностей.
Простой пример из того же самого фильма, откуда взялось твоё опредление: Хочу купить дом,но не имею возможности; могу купить козу, но не имею желания!
То есть мои желания могут совпадать с моими возможностями в двух случаях: бесознательно (случайно) и сознательно (неслучайно). Где же свобода во втором случае? Налицо укрощение своих желаний, то есть несвобода, хотя результат и удовлетворяет твоему определнию.
Sum ut sum aut non sim. Таков, каков есть, и другим не буду.
Фраза эта кажется затёротой нам, которую эту фразу учили. Вполне вероятно, что для человека западного это лпределение покажется квинтэссенцией мудрости. Мне лично эта фораза нрапвится, я считаю её одной из самых подходящих, хотя понятно, что свобода, которая определена фразой: Свобода - это осознанная необходимость" - свобода часто принудительная и идёт либо от навязанных убеждений, которые моими не стали, либо регулируется страхом перед наказаниями.
Мне удобно перейти улицу в неположенном месте, но я это не делаю, потому что рядом стоит полицейский. Моё желание вступило в противоречие с сознанием нужности правил уличного движения и только страх перед наказанием позволил Правилам стать победителем в этом конфликте. То есть я свободен только в границах Правил.
Таким образом я уже не субъект, наделённый волей и желаниями, а объект приложениея чужой воли.
Вы пишете: Я готова сама ограничить свою свободу во имя .... (нужное вписать). И я вписываю сюда Правила уличного движения. То есть я несвободен.
Вы пишете: И я не готова поступиться ни пядью своей свободы из-за/для..... (нужное вписать). И я вписываю сюда Правила уличного движения плюс возможность наказания. И здесь проявление свободы заканчивается принудительным наказанием, то есть несвободой.
Sum ut sum aut non sim. Таков, каков есть, и другим не буду.
В ответ на:А может быть это просто удача?
А удача - награда за смелость ...(с)
Sum ut sum aut non sim. Таков, каков есть, и другим не буду.
В ответ на:Дорогая визави (так лучше?)
Значительно лучше.
Наверное, Вы правы: в том, чему нас упорно учили, есть наверняка много мудрости. Просто вступает в силу (у меня?) фактор "привкуса" и "имиджа".
В ответ на:И я вписываю сюда Правила уличного движения
Тогда в наших с Вами списках не будет ничего общего...
Можно, конечно, попытаться изменить формулировку на " Я готова сама ограничить свою свободу во имя сохранения здоровья",но... Не софистикой ли это будет?
В приведенном Вами примере я не вижу конфликта. Он мои рамки свободы не задевает. Я перехожу дорогу на зеленый светофор не потому, что боюсь наказания. (И даже в переносном смысле).
Не спрашивайте, почему я это делаю, это - второстепенно.