Пелевин и Фудзи
Прослышал я, что товарищ Пелевин вышел в свет с очередным ежегодным творением и, по традиции, решил с ним (с произведением, не с Пелевиным) ознакомиться.
Дочитал примерно 1/3 и челюсть упала на пол - Пелевин мистически синхронен с нашим форумом, либо просто подслушивал! ;)
Но сомнений нет - либо он сильно вдохновился Аджаном Брамом, либо добрался сам и делится.
Ах, да... Книга называется "Тайные виды на гору Фудзи". Чтец аудио-версии - очень даже хорош.
Спасибо. Ушла искать. Так у тебя аудио?
Любопытно, что Пелевин вдруг на Пали перешёл. Не Нирвана, а Ниббана. И т.д.
Понятно, откуда ветер подул. :))
И ещё интересно, что он не стебётся.
Хотя... Может ещё не дочитал?
А как тебе вообще идея - с помощью прибора позволить людям хакнуть джану? Ну, чтоб чел вкусил новое состояние, понял, что жил глупо и т.д. Отнесись к вопросу с юмором. :)) Я пока еще на середине книги если чё.
Идея прекрасна и Пелевин собственно и описывает один из вариантов, что из этого могло бы выйти. Книга вообще превратилась в смешную комедию. :)
Джаны же просто инструмент (и даже не специфически буддийский) и без соответствующей мотивации должно получится как всегда - wellness. Йогу ж вон с дзеном переварили, и джанами не подавимся:)))
Тем более что известны реальные истории монахов (впоследствии даже ставших Архатами), застрявшими в джанах надолго - вошёл и всё прекрасно. Наверняка много больше тех, кто дальше и не пошёл вообще. А уж неподготовленным - прямая дорога. :)))
И, думаю, технически это частично осуществимо. Сами джаны, конечно, вряд ли, но что-то приближающееся, спокойствие - думаю да. Ну, может не сейчас.
PS. Книга мне понравилась. Намного больше, чем все предыдущие до Снафа.
Но его, на мой взгляд, непросто читать людям незнакомым с буддизмом - они видят в его книгах чёрт-те что. :)))
Было интересно, как он сведет вместе две, казалось бы, совершенно несовместимые линии. И он свел их мастерски - к киске сансаре...
И ещё было смешно, как герои повествования достигают анти-цели анти-методами. :)))
"Над скудной землей бешено кричит воронье.
Над ними синева, но они никуда не взлетят.
У каждого судьба, у каждого что-то свое,
Они не выйдут из клетки,
Потому что они не хотят.
И если выбить двери плечом,
Все выстроится снова за час.
Сколько ни кричи
Пустота в пустоту ни о чем.
Едва ли я вернусь сюда еще один раз."
БГ
(прости М. :))
Я пока не дочитал.
Алек, почему-то закралась мысль, что вот этот вот прибор переноса состояния ума это и есть Ваджраяна. Что вместе с практикой даёт многократно усиленный эффект от самой практики.
Ммм... Глубоко копаешь Если честно, мне так не показалось.
По-моему, это просто технический, в прямом и переносном смысле, приём автора, чтобы подбросить подопытных героев до нужной высоты Фудзиямы (куда сами бы они в жизни не доползли), чтобы посмотреть, к чему приведёт такая халява
Но его, на мой взгляд, непросто читать людям незнакомым с буддизмом - они видят в его книгах чёрт-те что. :)))
Почему же "черт-те что"? Напротив. Доходчивое объяснение практики и состояний небуддистам. Пособие для чайников. Вообще, самый грустный роман Пелевина. Безнадёга, тоска беспросветная. Даже незаконченность не мешает. В этом и вся фишка - не о чем писать. Вполне все ясно. Оставьте людям сансару. Не нужно им ничего.
«Федя бабу нашел, которая ему каждый день мозги насквозь компостирует... он просто соскользнуть назад не успевает. Повезло парню»
:-))
Еще я почитала критиков, чей лагерь раскололся. Если вкратце и без собственной оценки.
Первые (напр. Юзефович) ничего не понимают в буддизме и называют Федину часть дешевой дзен-буддийской демагогией. То есть то, что тебе предлагается на ладони "бери и ешь", то что перед тобой развернули чертеж джан, вот это они не поняли.
Вторые, разбирая улитку Федю, подчеркнули, что описание джан - какая-то вымученная писанина. Типа из бумаги скатали шар и насильно засовывают в рот. Описать джаны языком невозможно - нечего и браться. При описании четвертой джаны у меня тоже появилось какое-то ощущение неловкости. Хотелось отвернуть глаза, как при чьей-то глупой шутки. Такая обычная моя реакция - виноватая улыбка и глаза в сторону.
Кстати, буддологи (да и буддисты) часто обращаются к текстам В.О., если
им нужно объяснить какой-то пласт "человеческим" языком.
Складывается впечатление, что это венец творений В.О. Это ответ на споры, "что находят небуддисты у Пелевина?" Сам Пелевин говорит: "не знаю, что они находят, пишу про буддизм". Всё то, что он хотел сказать, начиная с "Чапаев и Пустота", он говорит тут прямым текстом. Не знаю, есть ли ему смысл писать дальше. Разве что теперь про Ваджраяну.
Отдельное спасибо за "спасибо" Пятигорскому. Действительно, Пятигорский стоит в одном ряду с буддийскими Ламами, так как популярно и в то же время по-научному объясняет "за буддизм". При этом любит его, а не рассматривает как работу.
П.С.: я все ещё не дочитал.
А то я уж думал что читал иной, чем критики, вариант книги.
Вообще, самый грустный роман Пелевина. Безнадёга, тоска беспросветная. Даже незаконченность не мешает.
Серьёзно? А мне так не показалось, честно.
Хотя я наверное догадываюсь почему... Из-за описания ощущения отсутствия "Я" и отсутствия "положительной повестки" - окончательного счастья в мирском понимании.
Будда прямо говорил, что то, что для мудреца счастье - для обычного человека видится как несчастье и наоборот. И что Дхамма - идёт против течения мира, не в сторону счастливого вечного Рая. Не как на агитках Свидетелей Иеговы - молодые, улыбающиеся, любящие друг друга папа+мама+дочка+сын на фоне райских пейзажей и зверей - навечно.
Но и героев Пелевин остановил на самых страшных, пугающих Эго инсайтах. Прошли бы ещё немного, до невозмутимости и всё было бы хорошо. Но... оттуда можно было уже и не вернуться в Сансару. :)))
А вообще, хорошо видно, чем сейчас занимается Пелевин в плане буддизма - какие направления и течения изучает и, надеюсь, практикует. Надеюсь (или желал бы для него), чтобы описания джан и видения непостоянства - было бы описанием его собственного опыта. Хоть это и маловероятно.
Проходил недавно 1,5 годовой семинар с женщиной, имеющей буддийское образование (5 лет, кажется, буддийского университета в Бирме и 35 лет медитационного стажа - джаны и далее) и могу подтвердить, что описанное Пелевиным - вполне себе каноничное описание того, как это практикуют и описывают в бирманском варианте Тхеравады. Ну, если исключить, конечно, необходимые для рассказа колебанич теней мыслей в 4-ой джане:)
Да и конец не показался мне незаконченым. Скорее грустно предсказуемым.
А Таню как-то совсем жалко. Даже получив мощнейший магический инструмент, только и смогла найти ему применение, как втюхать наконец-то свою пелотку. Ржавые рельсы, проложенные в голове никто не отменял.
Сейчас прочитаю отзыв, и, чтобы пока не замутнять разум, пишу, наконец, свои мысли после прочтения.
Много всего Олегыч всунул в рассказ. Несомненно, главное это буддизм и джаны. А также идея об истинности Буддизма, так как это поворачивает ум человека на базовом уровне. Собственно и сам Буддизм ведь это учение об уме.
Нить об Игуане (простите за каламбур) является вскрытием сути эзотерических псведоучений. Хотя они и могут изменять реальность, в их основе нет той базовой основательности Буддизма. Это лишь попытки намутить волн в океане, вместо того, чтобы увидеть сам океан.
Первая книга после Аполло, которую я смог дочитать до конца
А у меня первая, которая застопорилась. Обычно я фигею от его фантазии, кругозорора, юмора и вообще крутости. А тут женская линия мне кажется слабо аргументированной и одномерной (ну да, бедные декоративные бабы юзаются мужиками - а самим в бандиты и под пули слабо, чтоб брови не щипать в угоду сильным покровителям). А медитацию наверно не опишешь словами. Мне легче было это ощущать на контрасте, как в Аполло в сценах погружения или как в истории о кариатидах (сравнение покоя ума с безумно скачущими мыслями в обычном состоянии).
а я пока читаю "Вопросы Милинды"
http://abuss.narod.ru/Biblio/milindapanha.pdf
Но если такой сущности, как душа, нет, то что же такое личность? Буддисты отвечают, что личность есть только имя для обозначения соединенных в определенном порядке групп психофизических элементов. В знаменитом буддийском философском памятнике «Вопросы Милинды» (Милинда паньха) буддийский монах Нагасена беседует об этом с греко-индийским царем Милиндой (Менандром — первая половина II в. до н. э.) — после завоевания части Индии Александром Македонским в IV в. до н. э. там были созданы индо-эллинистические государства. Царь утверждает, что если буддисты считают, что души нет и что ни один из элементов психофизического состава человека, равно как и совокупность всех этих элементов, не является личностью, то у буддистов получается, что никакой личности вовсе нет.
Возражая царю, Нагасена указывает ему на колесницу и начинает спрашивать царя, что она такое — есть ли колёса колесница? Или, может быть, кузов — колесница? Или не являются ли колесницей оглобли или какие-либо еще детали? На все эти вопросы царь дает отрицательный ответ. Тогда Нагасена спрашивает царя, не есть ли колесница все это вместе. Милинда снова дает отрицательный ответ, а это дает Нагасене возможность сказать, что в таком случае получается — никакой колесницы нет вовсе. Тогда царь возражает и говорит, что колесница суть только имя, призванное обозначить совокупность всех перечисленных частей и деталей. Этот ответ дает возможность Нагасене сказать, что точно так же и личность суть только имя, обозначающее определенным образом упорядоченное единство пяти групп элементов опыта.
Насколько же древни занимающие нас вопросы, потрясающе!
А почему совокупность всех ее частей - не колесница? Потому что она - нечто большее, как функция и идея?
А личность, если так можно трактовать, просто набор особенностей, обусловленных разным опытом? (не только индивидуума, а и его потомков, мне вообще прикольно думать о том, что наши гены и рефлексы - это опыт наших предков, и что они этим прорастают в нас). А душа (которой тоже нет) - тело резонанса с кое-чем единым?
А вообще я наблюдаю и вижу, насколько мы просто животные (пкм я), насколько низменные и животные у нас мотивы и порывы. Сладострастие даже в мелочах и тщеславие, и мелкие мыслишки, и очень мало возвышенного. Андрей Болконский на балу размышлял о том, насколько например Наташа больше и выше того узкого телесного, коим она выглядит. А я сомневаюсь.