Deutsch

МАСТЕРСТВО ВОДИТЕЛЯ

29.11.03 17:32
Re: МАСТЕРСТВО ВОДИТЕЛЯ
 
burlakoff завсегдатай
burlakoff
ТОРМОЖЕНИЕ
В процессе езды, кроме очень часто выполняемого обычного торможения, иногда приходиться осуществлять экстренное торможение, когда необходимо остановиться как можно быстрее и на возможно меньшем расстоянии. В этой ситуации различие между действиями обычного водителя и водителя управляющего автомобилем профессионально колоссально. Особенно важны навыки профессионального торможения в критической ситуации, когда тормозить необходимо на скользкой дороге, при неисправности в тормозной системе, при внезапно спустившем колесе и в других подобных ситуациях. В таких ситуациях средний водитель может и не справиться, т.к. необходимый автоматизм не наработан, а времени на обдумывание ситуации нет. В этой связи правильному торможению необходимо учиться.
Умение грамотно тормозить включает в себя: умение использовать максимальное сцепление кол╦с с дорогой, чтобы получить возможно большую тормозную силу и меньший тормозной путь, умение сохранять прямолинейное направление движения при торможении, умение тормозить двигателем с одновременным переключением передач ╚ вниз ╩, умение остановиться без помощи тормозов, имея небольшой тормозной путь. Вс╦ это √ не такие простые навыки. Здесь нужны знания, специальная координация движений и определ╦нные рефлексы. Как показывает опыт, эти навыки можно приобрести в процессе самообучения.

Начн╦м с сил действующих на автомобиль при движении. Автомобиль тормозит под действием тормозных сил на передних и задних кол╦сах. На движущийся автомобиль действует также сила инерции. Под е╦ действием при торможении передние кол╦са догружаются, а задние √ разгружаются. Это видно по тому, как деформируется подвеска и автомобиль ╚ клю╦т ╩. Чем больше тормозные силы, тем интенсивнее торможение и меньше тормозной путь. Поэтому при интенсивном торможении необходимо создать максимальную тормозную силу на каждом колесе.
Максимальная тормозная сила определяется не тем, как сильно вы будете давить на педаль тормоза. Она зависит от нагрузки приходящейся на колесо и от сцепления колеса с дорогой. Чем больше нагружено колесо, тем сильнее тормозная сила. Сцепление зависит от состояния дороги и от того, насколько изношено колесо. Так например на мокром асфальте сцепление примерно в 2 раза меньше, чем на сухом. Летом сцепление особенно низкое, в тот момент, когда дождь только начался, - тогда оно почти такое же слабое, как при голол╦де √ в 10 раз меньше, чем на сухом асфальте.
Соответственно уменьшается тормозная сила и увеличивается тормозной путь.
Кроме того, сцепление с дорогой существенно зависит от степени проскальзывания колеса по поверхности. Для понимания этого может подойти следующее обьяснение: если колесо полностью проскальзывает ( колесо заблокировано, происходит юз ), то по поверхности дороги тр╦тся один и тот же участок шины. При этом резина истирается так же, как ластик, которым мы убираем карандашную линию на бумаге. Образуются резиновые катышки, по которым заблокированное колесо катится как корабль по каткам со стапеля, - скольжение превращается в качение. Отсюда вывод: чтобы резко затормозить, надо не допускать юза, не доводить кол╦са до полной блокировки. И ещ╦ одно важное на мой взгляд обстоятельство - при движении юзом автомобиль становится неуправляемым и этот факт не да╦т возможности руления ( отклонения от препятствия ) при торможении.
Сейчас большинство современных автомобилей оснащено антиблокировочной системой (ABS) в приводе тормозов. Антиблокировочная система работает так. Как только какое-нибудь колесо начинает проскальзывать, система сбрасывает давление в контуре этого колеса, оно на какой-то момент разблокируется, скольжение прекращается, и вс╦ начинается сначала- давление в системе начинает расти до тех пор, пока снова колесо не окажется заблокированным. Примерно такого же эффекта можно достичь и без антиблокировочной системы, если освоить при╦м ╚ пульсирующего торможения ╩. Об этом я расскажу немного позже.
Теперь о том, что делать с педалью сцепления во время торможения. У начинающих водителей выработан рефлекс: начиная тормозить, обязательно выключать сцепление. Это крайне неправильная привычка. Кол╦са к которым подводится крутящий или тормозной момент от двигателя, ровнее нагружаются и труднее входят в опасный режим полной блокировки. Поэтому на скользких дорогах, зимой или в дождь профессионалы категорически не рекомендуют пользоваться сцеплением при торможении. В основе привычки выжимать сцепление при торможении лежит ученическая боязнь заглушить двигатель. Попытаемся разобраться. Допустим мы начинаем торможение со скорости 80км/ч. Если мы движемся на четв╦ртой передаче, то обороты двигателя лежат (примерно, т.к. этот показатель зависит от конструктивных особенностей каждой модели автомобиля) в зоне 3000об/мин. А двигатель глохнет при частоте вращения вала менее 500 √ 700об/мин. Этому режиму соответствует скорость в 4-6 раз меньшая, чем наши 80км/ч. То есть до скорости 13-15км/ч выключать сцепление бессмысленно. Итак, начиная торможение, просто нажмите на педаль тормоза. Этот рефлекс гораздо проще, а значит и время реакции перед началом торможения будет меньше. Выключать сцепление следует только перед самой остановкой атомобиля.
Теперь √ о переключении передач во время торможения. Такая необходимость может возникнуть, поскольку при длительном интенсивном торможении целесообразно к действию тормозов прибавлять торможение двигателем. При этом следует знать, что тормозная сила двигателя зависит от скорости движения и включенной передачи. Можно выработать тактику длительного энергичного торможения, например, на длинном спуске, перед крутым поворотом, перед возникшим вдали препятствием. Итак, для эффективного торможения при движении на 4й передаче необходимо одновременно с началом торможения перейти на 3ю передачу. По мере замедления автомобиля, как только скорость снизитсяпримерно до 70км/ч, следует перейти на 2ю передачу, и при 40-50 км/ч √ на первую ( должен заметить, что на некоторых автомобилях переход на первую передачу при столь высокой скорости затруднителен или невозможен ). Однако многое зависит и от состояния дороги. В голол╦д или в дождь следует учитывать максимальную тормозную силу по сцеплению и не превышать е╦. Это значит, что начинать торможение на большой скорости нужно по возможности без применения тормозов, только за сч╦т торможения двигателем. А чтобы начать, например торможение на голол╦де со скорости 100км/ч (хотя сомнителен сам факт движения с такой скоростью в голол╦д ), нельзя не только нажимать на тормоз, но и резко отпускать педаль газа. Правда в критических случаях уда╦тся снизить скорость за сч╦т короткого удара по педали тормоза. При этом сцепление с дорогой не успевает нарушиться, и скорость снизится, но ни в коем случае нельзя задерживать ногу на педали тормоза √ начн╦тся занос.
При торможении с переключением передач необходимо пользоваться при╦мом ╚ носок-пятка ╩, при котором носок правой ноги производит перегазовку, необходимую для переключения передач, а пятка нажимает на педаль тормоза.
Во время торможения сила сцепления кол╦с в продольном направлении используется почти полностью. Поэтому достаточно небольшой боковой силы, чтобы наступила потеря сцепления в боковом направлении. Эта потеря сцепления наступает раньше на задних кол╦сах, которые при торможении разгружаются. Одновременно с началом юза может начаться занос задних кол╦с. Выправить положение автомобиля можно рул╦м, но для более эффективного выравнивания, необходимо прекратить торможение, чтобы на кол╦са перестали действовать тормозные силы и их сцепление в боковом направлении увеличилось. После выравнивания автомобиля можно снова продолжить торможение.
До сих пор мы говорили об экстренном торможении. Но лучше всего его избегать.
Самое хорошее торможение √ это то, которое удалось выполнить плавно.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
Грамотное торможение это:
1. Умение тормозить плавно, дозируя замедление в зависимости от скорости движения-чем ниже скорость, тем слабее давление на педаль, так, чтобы при остановке пассажир не качался впер╦д-назад, как кукла.
2. Привычка перед торможением бросить взгляд в зеркало заднего вида, чтобы торможение не закончилось потерей бампера ( в лучшем случае ).
3. Привычка никогда не пользоваться сцеплением при начале торможения, если только это не связано с переключением передач. Выключать сцепление только перед самой остановкой, на скорости около 15км/ч.
4. Умение в случаях экстренного торможения применять при╦м ╚ пульсирующего торможения ╩ - нажатие на педаль тормоза с периодическим ослаблением давления, чтобы удерживаясь на грани срыва избежать юза.
5. Умение тормозить двигателем, грамотно выбирать передачу в зависимости от скорости начала торможения и состояния дороги.
6. Умение выправлять траекторию движения автомобиля при торможении. Для этого, чтобы компенсировать начавшийся занос задних кол╦с, следует прекратить торможение, выправить траекторию автомобиля, после чего продолжать торможение.
7. Умение разгружать переднюю подвеску в конце торможения перед препятствием. Так, если вы тормозите перед появившейся впереди ямой или выступающим рельсом ( или другим препятствием, которое нужно преодолевать), следует учитывать, что при торможении подвеска передних кол╦с сжата дополнительной вертикальной нагрузкой от сил инерции. Поэтому, если не уда╦тся полностью остановиться, перед самым препятствием нужно отпустить педаль тормоза. Тогда удар прид╦тся по разгруженной подвеске, что уменьшит вероятность поломки. Спортсмены умеют добиваться дополнительной разгрузки подвески быстрым нажатием на газ (непосредственно после торможения ) в момент преодоления препятствия передними кол╦сами √так как при ускорении машина приседает на задние кол╦са.
8. Умение применять при╦м ╚ носок-пятка ╩ при одновременном торможении и переключении передач с целью наиболее эффективного использования торможения двигателем.
ПРАКТИКА
Специальной отработки требуют при╦мы ╚ пульсирующее торможение ╩ и
╚ носок-пятка ╩. Начинать их отрабатывать нужно на автомобиле с выключенным двигателем. При отработке пульсирующего торможения следует при интенсивном нажатии на педаль тормоза с максимальной силой периодически уменьшать усилие почти вдвое, добиваясь частоты нажатий примерно 2 цикла в секунду. При этом в полное торможение должно уложиться как минимум 4-5 циклов нажатий. В начале торможения в движении водителю приходится преодолевать некоторый психологический барьер √очень трудно, начав торможение в реальной ситуации, заставить себя ослабить давление на педаль.

Следует иметь в виду, что пульсирующее торможение √это при╦м экстренного торможения, который в обычной повседневной езде применяется редко. Поэтому не следует применять его не оправданно часто, но с другой стороны, чтобы выработанные навыки не пропали, следует 1-2 раза в сезон проводить занятия по их закреплению.
При╦м ╚ носок-пятка ╩ заключается в совмещении торможения с переключением на низшую передачу. При этом нужно одновременно воздействовать на три педали двумя ногами, то есть одновременно нажимать правой ногой газ и тормоз. Это можно сделать несколькими способами. На спортивных автомобилях педаль тормоза делают шире, приваривая к кронштейну уширенную площадку и смещая е╦ чуть ближе к педали акселератора. Я думаю не стоить переделывать педали, если только вы не собираетесь принимать участие в соревнованиях. Лучше научиться выполнять при╦м на нормально расположенных педалях. Одни водители нажимают каблуком на педаль тормоза и носком на верхнюю часть педали газа или каблуком √на нижнюю часть педали газа , а носком на педаль тормоза. Отрабатывать этот при╦м нужно дольше, чем пульсирующее торможение √ он сложнее.
При начале торможения следует одновременно нажать на все педали и переместить рычаг переключения передач. При этом педали газа и сцепления следует тут же отпустить, продолжая нажимать пяткой на педаль тормоза до тех пор, пока приборы не покажут, что настал момент очередного переключения. Особенно аккуратно следует выполнять этот при╦м на дороге с низким сцеплением, чтобы в момент отпускания педали сцепления не произош╦л срыв ведущих кол╦с, что немедленно вызовет занос.
P.S. Тормоза придумали трусы.
 

Перейти на