Deutsch

МАСТЕРСТВО ВОДИТЕЛЯ

29.11.03 01:18
Re: МАСТЕРСТВО ВОДИТЕЛЯ
 
burlakoff завсегдатай
burlakoff
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ
В городских условиях наиболее часто встречающееся управляющее действие-переключение передач. Научившись правильно переключать передачи, вы не только станете ездить эффективнее и безопаснее, но и намного продлите жизнь сцеплению и коробке передач. Однако для правильного переключения передач необходимо постоянно контролировать скорость движения автомобиля или режим работы двигателя, то есть в любой момент знать скорость, с которой движется автомобиль, а это не так просто как кажется, особенно при разгоне или торможении. Задача этой темы- научиться правильно определять момент переключения передач по показаниям тахометра или спидометра и увеличить скорость переключения.
Выбор передачи для движения зависит от скорости. Для каждой передачи есть максимальная и минимальная скорости движения, обычно указанные в инструкции. На автомобилях более ранних версий максимальные скорости движения для 1й-3й передач были указаны на спидометре в виде ч╦рточек , что же касается минимальной скорости, то не рекомендуют ездить на данной передаче со скоростью меньшей 1/3 от соответствующей максимальной, если только вы не тормозите двигателем.
Лучше всего контролировать момент переключения передач и отрабатывать технику при наличии тахометра-прибора, показывающего частоту вращения коленчатого вала двигателя в об/мин. Тахометр является элементом приборного щитка большинства современных автомобилей. Тахометр удобнее спидометра, если речь заходит о режиме работы двигателя: его показания не зависят от сцепления кол╦с с дорогой, и он обладает малой инерцией.
Чтобы интенсивно разогнаться, следует раскручивать двигатель до оборотов на 10-15% ниже максимальных ( максимальная частота вращения вала двигателя указывается в технической характеристике автомобиля ). Если переключение передач происходит быстро, то скорость автомобиля в момент переключения падает незначительно.
Быстрота переключения передач зависит от конструктивных особенностей самой КПП и стиля вождения каждого. Например спортивное переключение достигается не выжимом, а ударом по педали сцепления и резким перед╦ргиванием рычага. Переключать передачи желательно быстро, но вовсе нет необходимости прибегать к вышеописанному способу, т.к. это вед╦т к повышенному износу сцепления и КПП. Пользоваться этим способом можно при необходимости очень интенсивного разгона.
Когда вы научитесь быстро переключать передачи, педаль газа при переключении можно не отпускать до конца, чтобы разгон на следующей передаче начинался в зоне благоприятной работы. Здесь существенную помощь оказывает тахометр, который безошибочно покажет режим , с которого начинается разгон на следующей передаче.
Если же движение происходит в обычных условиях и нет необходимости в интенсивном разгоне, то на каждой передаче следует двигаться на оборотах от 1/3 до 0,7 от максимальных. Для современных автомобилей этот разгон лежит в пределах от 2х до 4х тысяч оборотов в минуту, кстати соответствующий наиболее экономичному режиму работы двигателя.
Иногда в процессе движения возникает необходимость переключения передач с высшей на низшую. В обычных условиях на горизонтальной дороге экономичнее двигаться на 4ой или 5ой передачах, но если нужно использовать большую мощность для преодоления подъ╦ма или для интенсивного разгона ( например в начале обгона), то выгоднее переключиться на третью передачу, т.к. в этом случае можно использовать почти полную мощность двигателя.
Таким образом, грамотный водитель выбирает момент для переключения передач по режиму работы двигателя. Это можно делать на слух, но точнее по приборам.
Граница переключений передач не всегда стабильна, т.к. зависит от релефа дорожного полотна и коэффициента сцепления кол╦с с дорогой. Так например при голол╦де необходимо переключаться насколько возможно раньше ( как бы давить двигатель нагрузкой) избегая тем самым пробуксовки кол╦с. И наоборот при движении в гору надо стараться использовать как можно больше длинны передачи создавая двигателю благоприятные условия. Так например если при нормальных условиях число оборотов при переключении на высшую передачу лежит в пределах от 2000 до 3000, то при движении в гору иногда приходиться раскручивать свыше 4500.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
Итак, чтобы не терять мощность при переключении передач, следует вырабатывать умение производить переключение быстро, без рывков в момент включения сцепления, а это в свою очередь, зависит от умения подбирать правильно режим двигателя в момент включения передачи. Чтобы научиться этому, необходимо следующее
1. Знать диапазон режимов двигателя ( скоростей движения ) для каждой передачи при скоростном и обычном режимах движения и не выходить из него в практической езде.
2. Научиться постоянно контролировать положение стрелки тахометра ( спидометра ), не отрывая глаз от дороги, за сч╦т периферийного зрения.
3. Уметь ч╦тко переключать передачи точным слитным движением рычага из одного
положения в другое. Перемещать рычаг по кратчайшему расстоянию из одного
положения в другое, избегая ненужных движений в положении нейтрали.
4. Пользоваться сцеплением только при переключении передач и никогда- для
изменения скорости движения, кроме отдельных случаев маневрирования на первой
передаче.
5. Стремиться к максимальному сокращению времени выключения и включения
сцепления. Для этого выключать сцепление следует всегда с максимальной скоростью, а включать- со скоростью, зависящей от включаемой передачи и скорости движения. Чем ниже передача, тем медленнее следует отпускать педаль. Самое медленное включение- при трогании с места, самое быстрое ( просто снять ногу с педали )- при включении высшей передачи на высокой скорости.
6. Не держать ногу на педали сцепления во время движения на передаче.
7. Двигаться на нейтральной передаче только в исключительных случаях, например
при подъезде к светофору, когда горит красный свет, да и то при сухой погоде. Вообще хорошо было бы взять на заметку: Автомобиль- не тележка, он не должен катиться сам по себе, он всегда должен быть соедин╦н с двигателем.
8. Научиться переключать передачи с высшей на низшую ( с 4й на 3ю или с 3й на 2ю )
без рывка автомобиля в момент переключения
ПРАКТИКА
Для проведения практических занятий лучше всего выбрать площадку или участок прямой широкой дороги без движения. Длина тренировочного участка 400м.
1.Упражнение ╚ разгон ╩.
Необходимо разогнаться с места с использованием максимальной мощности до высшей передачи. Момент переключения передач выбирать по тахометру или спидометру. Обязательно вс╦ время контролировать скорость движения, избегая рывков и перекрутки двигателя при переключениях. Если вы следите за режимом по тахометру, обратите внимание на то, чтобы стрелка не уходила ниже границы зоны благоприятной работы при выключении сцепления и ни в коем случае не колебалась в момент включения сцепления при окончании включения каждой передачи. Колебания означают, что скорость автомобиля и режим двигателя в конце включения передачи не согласованы. Необходимо следить за правильностью посадки и положением рук на руле. Совершенно недопустимо отрывать спину от спинки сиденья в момент переключения. Правая рука после каждого переключения должна возвращаться на сво╦ место на руле.
2.Упражнение ╚ переключение на низшую передачу ╩
Необходимо двигаясь на четв╦ртой передаче со скоростью 50-60км/ч, переключиться на третью передачу без торможения и изменения скорости движения. Для этого, начиная выключать сцепление, только чуть-чуть убавьте обороты и одновременно выключите передачу. Обороты двигателя сразу возрастут, т.к.вы не сняли ногу с педали газа. Правой рукой продолжайте перемещать рычаг, и, не смотря на то, что педаль сцепления примерно на половине своего хода (сцепление не выключено до конца), низшая передача должна легко включиться. В этом упражнении нужно следить за тем, чтобы двигатель не раскручивался больше, чем требуется ( примерно до 4000 об/мин ). Если вы вс╦ делаете правильно, при переключении скорость автомобиля не измениться. В дальнейшем этим при╦мом будете пользоваться на подъ╦ме, когда мощности двигателя на высшей передаче недостаточно, или при необходимости совершить обгон или просто при потере скорости на высшей передаче
 

Перейти на