Фридланд - актуально.
Или сейчас или никогда ))).
Вываливать на форуме чужую информацию прилюдно не могу и не буду. Хотя бы потому, что нужно выкладывать три документа.
СОР матери, СОР ребенка и СОБ - что бы было понятно что речь идёт об одном и том же человеке. Так как паспорт первый - тю тю.
Пусть вы будете правы. Считайте так. Вопрос не принципиален по сути. Записали по папе русским. И что?
Потому что и "страдать" от своей национальности не мог априори. Кто записан был русским в паспорте. С русской фамилией.
То есть основная подноготная Закона УЖЕ мимо проплыла. Понимаете?
Вываливать на форуме чужую информацию прилюдно не могу и не буду. Хотя бы потому, что нужно выкладывать три документа.
СОР матери, СОР ребенка и СОБ - что бы было понятно что речь идёт об одном и том же человеке. Так как паспорт первый - тю тю.
Я вообще-то и не думала, что Вы про личные документы. Я думала ,что Вы ссылку на какой-то указ или постановление опубликуете. А Личные документы это не доказательство, вон Марии Ляпиной хватило и присутствия матери в паспортном столе, чтоб русской записаться.
Пусть вы будете правы.
Спасибо. Пусть я буду права ))). Мне будет приятно ))).
Потому что и "страдать" от своей национальности не мог априори. Кто записан был русским в паспорте. С русской фамилией.
То есть основная подноготная Закона УЖЕ мимо проплыла. Понимаете?
А вот и не соглашусь. А если человек страдал от своей национальности до 16 лет, то это что ли не считается? А может он потому и рад был выбрать "нейтральную" национальность, что уже настрадался вдоволь. Ведь, это взрослому человеку легко справляться с невзгодами и гонениями (обзываниями), взрослых никто не обзывает и не унижает (их оценивают по заслугам). А вот дети, как раз, наиболее подвержены всяким нападкам, при том, что они еще даже не понимают "за что?". Легко сейчас рассуждать тем, у кого и мама и папа немцы. У них не было выбора, кем себя декларировать, так что это не их заслуга в немецкой декларации, а их родителей, опять же. Им оставалось только смириться и гордиться тем, что они немцы. Мой отец был таким. А те, кто имел возможность выбрать национальность, предпочитали не бросать вызов обществу.
вон Марии Ляпиной хватило и присутствия матери в паспортном столе, чтоб русской записаться.
Уважаемой Марии хватило записаться в ПАСПОРТНОМ столе при получении ПАСПОРТА.
Мы спорили что записывали по национальности ОТЦА. Во всяком случае мне так показалось.
И случай Марии и мой говорит что ОДНОЗНАЧНО не писали национальность ТОЛЬКО по отцу. Спрашивали.
Но ВЫ утверждали обратное.
Диспут в тупике. Можно открыть отдельный топик или уйти в курилку.
Мне будет приятно ))).
Всегда пожалуйста.
А если человек страдал от своей национальности до 16 лет
Этот человек страдал от ЛЮДЕЙ а не от государства. Закон говорит о страдании и гонении, притеснении от государства именно.
Как мы уже поняли (надеюсь) что гонения от государства были не продолжительные.
Остальная часть угнетения - как выразилась в таком ключе уважаемая Ничья - проистекает от маргинальности отдельных индивидов.
Что НИКАК не влияет на выбор национальности и самоопределения гражданина. И зависит не столько от негативных последствий для будущего гражданина, сколько от сиюминутных неудобств и пошатывается самооценки, так скажем. В целом.
Этот человек страдал от ЛЮДЕЙ а не от государства. Закон говорит о страдании и гонении, притеснении от государства именно.
Гонения от государства = репрессии. Все знают, что репрессии закончились в 13 декабря 1955 года. А притеснения, тем не менее, остались. Это, кстати, тоже оговорено в BVFG, отсюда и ограничение по возрасту (1993 год). К тому же, никто не мог гарантировать, что репрессии не вернуться. Потому некоторые уничтожали документы со своей немецкой национальностью. Как, например, моя прабабушка по маме, которая, хоть и не подверглась репрессиям, но всю жизнь опасалась их возобновления и даже не хотела, чтоб моя мама замуж за немца выходила.
Остальная часть угнетения - как выразилась в таком ключе уважаемая Ничья - проистекает от маргинальности отдельных индивидов.
Я тоже уважаю мнение Ничьей, но тем не менее, я думаю, что ее муж, так же, как и мой отец, не столько не боялся ничего, сколько бравировал тем, что он немец, А что им еще оставалось? Терять-то уже было нечего. Я и сама себя так вела по молодости ))). Но это не от того, что нас никто не задевал, это была наша защитная реакция. Ну и не надо забывать, что это уже были времена оттепели и те, кто не застал репрессии лично, были не столь восприимчивы к мнению окружающих, особенно, если проживали в местах основного выселения немцев.
Я тоже уважаю мнение Ничьей, но тем не менее, я думаю, что ее муж, так же, как и мой отец, не столько не боялся ничего, сколько бравировал тем, что он немец, А что им еще оставалось? Терять-то уже было нечего. Я и сама себя так вела по молодости ))).
Не думаю, что бравировал. У него в родне не замечала, чтобы кто-то этим бравировал, хотя сплошь немцы. Ну, может старший брат иногда. Но у того и имя немецкое
И он по характеру такой
:-)
Мужа знаю с 90х годов. Никогда на моей памяти не бравировал национальностью. Но народ, первый раз сломав язык на его отчестве, уже никаких сомнений по его поводу не испытывал: вот немец.
На этом все. Немец и немец. Но когда я ему что-то с форума читаю типа Марииного страдания и т.д., он только фыркает. Он, скорее всего, просто воспринимал свою национальность как данность.
Ну и, видимо, не такой он человек, чтобы быть объектом моббинга.
Он в любом мужском коллективе с людьми найдет общий язык, не пресмыкаясь и не заигрывая.
Но это не от того, что нас никто не задевал, это была наша защитная реакция. Ну и не надо забывать, что это уже были времена оттепели и те, кто не застал репрессии лично, были не столь восприимчивы к мнению окружающих, особенно, если проживали в местах основного выселения немцев.
Вот именно, что времена другие были. У нас в классе немка с фамилией Браун была. Ну, подхихикивали иногда - когда на уроке истории про Еву Браун речь заходила. Но такая же точно реакция была бы, если бы у нас в классе были дети с известными исторически фамилиями типа Брежнев, Андропов, Дзержинский и т.д.
Мы все абсолютно прекрасно понимали, что наша одноклссница никакого отношения ни к Еве Браун, ни к фашистам не имеет.
Подружка у меня была с именем Ида. И очень немецкой фамилией :-)
Я, естесственно, понимала, что она, наверняка, немка. Ну и все. При мне ее никто никак из-за национальности не задевал.
И, опять же, с фашистами и ВОВ ее никто не связывал.
Наверняка, у свекрови и свекра были другие воспоминания о годах с 1945 по 1965.
Хотя ведь назвали старшего сына немецким именем. Значит, и тогда не было у них в семье такого "как бы скрыть, что мы немцы"
нп
Этот человек страдал от ЛЮДЕЙ а не от государства. Закон говорит о страдании и гонении, притеснении от государства именно.Как мы уже поняли (надеюсь) что гонения от государства были не продолжительные.Остальная часть угнетения - как выразилась в таком ключе уважаемая Ничья - проистекает от маргинальности отдельных индивидов.Что НИКАК не влияет на выбор национальности и самоопределения гражданина. И зависит не столько от негативных последствий для будущего гражданина, сколько от сиюминутных неудобств и пошатывается самооценки, так скажем. В целом.
Когда читаешь как кто-либо на форуме кому-либо пишет, что это он из-за своей забитости, собственной ущербности с чем-то в жизни справиться не смог, или чего-то достичь не смог, а не потому, что он немец и государство его притесняло, государство здесь не при чем, оно его лично никого не обижало, просто времена такие были и перегибы, гонения были непродолжительными и что в годы, когда он решение принимал какую национальность писать репрессий же уже никаких не было, никакие папа-мама за него решения принимать не должны были, это только его приспособленчество и пр. бла-бла-бла, то очень хочется спросить такого человека : " А Вам, кто дал такое право судить человека, унижать и оценивать его поступки? "
Государство - пусть и с запозданием - но свою вину через акты реабилитации предков тех, кого Вы в забитости и приспособленчестве обвиняете, - признало, а значит и приняло на себя ответственность в том числе и за то, что их потомки зачастую забитыми, недоученными, больными, с психологическими комплексами и морально униженными вырастали.
Такие последствия поколениями изживаются. А продолжительностью или непродолжительностью моральные страдания не измеряются. Страхи живучи, недоверие к государству - после такого - "всасывается с молоком матери".
Немецкие дети в военное время такое переносили, что, вырастая, всеми силами старались обезопасить своих детей от повторения того, что с ними было. Лучше их самих послушайте и может быть совесть проснется и не позволит больше эту тему продолжать
#
"Наша " немецкая" улица была обнесена "колючкой" и нам,детям,не разрешали выходить за пределы этого"забора". Местные все считали нас " отродьем,вражинами,Фашистами". Других слов мы не слыхали. И когда,в 1956г.сняли надзор,всё равно они не понимали,что мы ни в чём не виноваты. Говорили,что "Сталин зря бы не загнал сюда,в дремучую тайгу,значит есть за что." Даже
учителя в школах ничего не знали про такую республику,(а может считали не обязательно знать учителям всю правду об "этих поселенцах"). Как бы мы не старались хорошо учиться (требовала обстановка и положение семей),всё равно больше тройки не ставили,всегда занижались оценки,так и хотели доказать,что дети немцев тупее местных. Только учитель по немецкому знала всю правду и всегда за нас заступалась,поплатившись местом в школе (дисквалифицировали),как потом объяснил нам отец. Она уехала в Соликамск и там преподавала историю в медучилище(она ещё историком была). А когда моего брата в ПТУ одногруппник обозвал "фашистом" и брат побил того,то брата чуть не посадили.И только,когда в суде заслушали отца,только тогда многие узнали про "какую-то республику немцев". Брата моего оправдали.Даже потом в Армию призвали,служил в химразведке в Белоруссии.Наша
"трёхкилометровая" фамилия всегда была посмешищем:коверкали как кому хотелось,лишь бы унизить. А отец всё учил терпеть,молчать,не подавать вида.И я считаю,что нам больше других повезло в том,что мама была участницей ВОВ. Хотя и в её адрес неслись оскорбления типа:"немецкая подстилка", "фашистская плодоноска" и прочие гадости. Но мы всё вытерпели и не потеряли своё лицо,а наоборот доказали,что мы ничем не хуже других,а может где-то и лучше. На таких терпеливых и держались колхозы,леспромхозы,комбинаты,стройки и заводы. Конечно,что греха таить,были и "лицемеры" даже среди своих: доносили, "стучали",чтобы потеплее место получить, чтобы свои семьи оградить от унижений. Только своим безупречным трудом,отношением к местному населению, многие добились уважения,какой-то авторитет заработали, даже почётные грамоты получали и премии. Кроме того,что этот народ итак терпел всевозможные и невозможные козни,так ещё
его сталкивали с местным население те,кто как раз должен был вести разъяснительную работу в защиту спецпоселенцев. Но они тоже "боялись" и молчали. Уже на дворе 21 век,а мои соседи даже до сих пор не знали,что была такая республика, и что я дочь СОВЕТского, поволжского немца. Они думали,что моя мама "привезла немца с войны, типа-пленного". Хохма, да и только. А что пережили те, кто были вывезены в голые казахстанские степи с детишками, стариками? Как они выживали? И разве можно их бесправное существование сравнить с жизнью местных? И то,что некоторые считают,что "досталось всем одинаково", я говорю: НЕ ОДИНАКОВО.
#
Отец и его друзья: Давид Шпаннагель, Иоганес Вебер, Христиан Ниедерквель,
Готлиб Рихтер и др. часто собирались у нас в праздники и по воскресениям. В основном речь шла о трудармии. Рассказывали жуткие истории: о штабелях мёртвых, которых зимой не хоронили, а штабелями складывали, чтобы весной их закопать. Как охрана в лагерях трудармейцев, а также военопленных проигрывала и застреливала. О плохом питании, месяцами не бывали в бане, одежду приходилось носить пока она от пота и грязи не сваливалась с тела, об изнурительном труде, о страхе умереть, не увидев своей семьи. Всех страстей даже не перечтёшь.
#
Татьяна нас терпеть не могла. Особенно доставалось мне. Мать уходила на работу, а я в детсад. Но так как я часто болела, и мне приходилось целый день сидеть одной в нашей комнате. Если я только показывалась в дверях, Татьяна кидал в меня всё что под руками было: картошку, кружку, камушки,которые муж приносил с реки и так далее. Однажды я спросила у бабы Моржецовой:" Бабушка, почему Таня так ненавидит меня? " Она ответила:"Да, деточка, против тебя мы бы ничего не имели, если бы ты была не немка. Ведь немцы это нелюди. Их никто терпеть не может. Даже вши и те вас жрать не хотят. Смотри сколько их у нас, а у вас их нет. Почему? Да потому что ваша кровь противная и никуда не годится.? Вечером я всё спрашивал мою мать, почему мы такие плохие.

Мужа знаю с 90х годов.
Ну это уже совсем Новая История )). Мой отец 1949 года рождения.
Но когда я ему что-то с форума читаю типа Марииного страдания и т.д., он только фыркает. Он, скорее всего, просто воспринимал свою национальность как данность.
Есть мнение, что Мария намного старше Вашего мужа. Я тоже не могу "похвастать" личными страданиями, кроме тех, что доставляла мне моя немецкая фамилия и необходимость каждый раз перед всей аудиторией отчитываться откуда у меня такая фамилия, будь то даже очередь в медицинский кабинет.
Вот именно, что времена другие были. У нас в классе немка с фамилией Браун была. Ну, подхихикивали иногда - когда на уроке истории про Еву Браун речь заходила.
А у моей бабушки отчество было "Адольфовна", это не считая фамилии и национальности. Представляете какого быть учителем в СССР после войны с таким отчеством? Когда даже соседи тебя только по имени-отчеству называют? Но, тем не менее, бабушка справилась благодаря своему характеру и личным качествам и заслужила только уважение к старости. На моей памяти ее никто не дразнил, даже соседские дети. Хотя, ее сын (мой отец) подвергался нападкам со стороны учителей - коллег его матери именно по национальному признаку, но только в детстве. Была даже одна очень неприятная история, но она слишком личная, чтоб описывать ее на форуме. Пусть бы кто-нибудь потом попробовал что-нибудь сказать взрослому мужику.
Продолжение
#
Мой отец из оренбургских немцев, они выселению не подлежали. О каких-то пайках детям не могло быть и речи. Ведь это были немецкие дети - ВРАГИ. в 41-м ему исполнилось 10 лет и он работал в колхозе пастухом. Дети-малолетки работали как взрослые. В колхозных коровниках и свинарниках жили маленькие дети, родителей которых забрали в трудармию и никому не было дела до этих малышей. Вероятно у них не было родственников или же родственники не в состоянии были взятъ еще лишний рот. Все в селе голодали. Питались чем придется, потому что были обложены такими налогоотдачами, что на пропитание не оставалось ничего. Дети ходили побираться в соседние русские села: милосердие население проявляло очень редко. Хорошо если не били, а к словам "что б ты сдох, фашист" итд уже настолько привыкли, что даже не реагировали на подобные высказывания. А ведь эти люди знали, что эти немцы никакого отношения к войне не имели, но тем не менне... Брат отца в 5 лет (это был уже 46-й год!) не мог стоять и ходить, имел страшную форму рахита. Это со слов отца. А может это была дистрофия?
#
Конечно, люди не виноваты в подобном проявлении своих отношений к немцам. Государство вело такую внутреннюю политику и пропаганду, которые способствовали развитию у жителей страны негативного отношения к немцам. Советское государство не было новатором в этом деле. Отрицательное отношение к немцам в России проявлялось уже во второй половине 19 века. Создание большевиками во главе с Лениным автономии немцев Поволжья многих до сих пор сбивает с толку. Как относиться к этому акту большевиков? Благодарить советскую власть за то, что она дала немцам Поволжья автономию или ругать? С 1764 г. факт существования автономной республики занимает небольшой отрезок в истории немцев Поволжья - всего 23 года. Республика вспоминается больше, потому что она ближе по времени к ныне живущим. Чтобы оценить этот период истории, надо сравнить, что потеряли и что получили поволжские немцы с созданием республики. В первую очередь, в качестве критерия оценки, я бы предложил взять жизни людей, или как называли в старину - души. Да, да, души. Сколько душ обоего пола положил народ на алтарь республики? В какие ещё периоды своей жизни в России с 1764 года немцы Поволжья имели столько печальных и трагических дат, сколько они поимели за эти короткие 23 года "счастливой" жизни в советской республике, завершившейся депортацией, глумлением над людьми и, в конечном счете, уничтожением Немповолжья как такового? Стоила ли республика этих загубленных душ?
Можно ли оправдывать бесправие немцев в СССР тем, что и другим народам страны советов жилось не сладко (по типу - за компанию и жид повесился), и что мол в численном отношении сами русские пострадали ещё больше. Когда кто-то говорит, что всем было тяжело, это не успокаивает, а, наоборот, только оскорбляет национальное чувство. Ведь тем самым говорящий оправдывает все допущенные к немцам несправедливости и, чаще всего, считает, что всё было сделано правильно.
#
Эти размышления Надежды без кома в горле читать невозможно. Сколько же пришлось
выдержать российским немцам... Не только физического насилья, но и морального. Какое надо иметь терпение и самообладание, чтобы вынести такие унижения. В моём личном деле( школьном), которое маме отдали почему-то, были вложены характеристики, написанные классным руководителем в конце каждого учебного года. Помимо характеристики меня как личности там было написано: девочка очень нервная, часто плачет. Это в 5-6 классе, когда я всё осознавала, а отец ещё не вернулся со спецпоселения. Вопросы уж больно часто задавали, от которых в глазах темнело.
Прочитала сейчас только-что стихотворение Роберта Лейнонен.
ОТЕЦ
Труп скрюченный отца, лежащий под столом
в замёрзшей комнате с растерзанным окном.
Повестка на столе – скупой листок:
«Оставить город...» и проставлен срок[1].
Предельно ясно, коротко и чинно –
Он
– Лейнонен Ад?льф, сын Акселя – был финном.
Отец уже ушёл, он на другом вокзале!
Повестка ни к чему – вы с нею опоздали...
Спи, папа, – не читай бумажку эту!
Я принял от тебя наследства эстафету...
1981
И комментарии к нему.
"Отец умер на улице. Труп соседи занесли в нашу комнату, где уже тогда никто не жил – во время очередной бомбёжки разбило стёкла. Там труп отца пролежал, видимо, с полмесяца, пока его не забрали... Повестка о выселении из Ленинграда пришла уже после смерти отца. Такие же повестки получили трупы моей матери Элеоноры Робертовны, урожд. Форстман, и брата Бруно, которому тогда и 18 не исполнилось. Это был случай особый: посмертно репрессированные. Мне очень долго потом
пытались доказать, что нас просто «эвакуировали» (на смерть). Только через 50 лет – через полвека! – мне в этом официально признались: они были эвакуированы из Ленинграда по национальному признаку".
Скажите, что в блокаду всем было плохо? Да, всем. Но не всем такие повестки приносили. Даже трупы подвергали репрессиям. Как же такое можно забыть, вы скажите!?

Девочки и мальчики,дорогие, ветка о Фридланд - актуально. Что за портянки? Заведите ветку Фридланд - болталка,а лучше в лс всё эти мерялки ......ми.
Я вот тоже удивляюсь: почему в этой ветке "немецким переселенцам" нет темы "разное" или "болталка" (не важно). Почему мы должны общаться только на те темы, которые заявлены в стартовом сообщении? Как будто у нас нет других общих тем, не связанных с BVFG и ПП, но при этом не столь типичными для всех остальных иммигрантов из СССР, чтоб уходить в другие ветки.
Спасибо Тесктаману, что иногда разрешает пофлудить в его теме ))). Жаль только, что не всегда ))).
ветка о Фридланд - актуально.
Фридланд - это еще и музей.
Новый музей на историческом вокзале Фридланда рассказывает о насыщенной судьбе лагеря и людей, которые находили и находят в нем приют.https://www.drk-suchdienst.de/ru/о-себе/релизы/экспозиция-музея-в-фридланде
Все по теме. Судьбы людей, которые находят в нем приют. История ПП всегда актуальная тема для Фридланда.

Ну это уже совсем Новая История )). Мой отец 1949 года рождения.
У мужа отец до войны родился. И успел в Германии ребенком гражданство получить.
И с обеих сторон бабушки мужа успели в Германии еще по ребенку родить.
То есть, обеих семей потом, после 1945го, когда их "назад вернули" репрессии коснулись по полной.
У мужа отец до войны родился. И успел в Германии ребенком гражданство получить.И с обеих сторон бабушки мужа успели в Германии еще по ребенку родить.
То есть, обеих семей потом, после 1945го, когда их "назад вернули" репрессии коснулись по полной.
Но Вы же понимаете что речь сейчас идет не о тех, кто лично был репрессирован, а о том, насколько их потомки подвергались репрессиям и гонениям по национальному признаку. Так-то и я могу похвастать справками о репрессиях бабушки и дедушки (1919 и 1909 г.р.) и прабабушки и прадедушки (1887 и 1989 г.р) по бабушке, по дедушке данных нет. Кстати, на моего отца у меня тоже есть справка. Они же не виноваты, что их выселили еще до того, как фашисты их в Германию угнали.
Но Вы же понимаете что речь сейчас идет не о тех, кто лично был репрессирован, а о том, насколько их потомки подвергались репрессиям и гонениям по национальному признаку.
Я экстра написала, о каком периоде я не могу говорить как о "мы так страдали. так страдали" - о 70х и 80х годах
Так-то и я могу похвастать справками о репрессиях бабушки и дедушки (1919 и 1909 г.р.) и прабабушки и прадедушки (1887 и 1989 г.р) по бабушке, по дедушке данных нет. Кстати, на моего отца у меня тоже есть справка. Они же не виноваты, что их выселили еще до того, как фашисты их в Германию угнали.
А я не хвасталась репрессиями предков моего мужа. Я написала те строки, чтобы дать понять, что семья репрессиям подвергалась. Но, тем не менее, "молодая часть" семьи и образование получила, и никакого моббинга не испытала. Потому что время было другое -70ые и 80ые годы.
Есть мнение, что Мария намного старше Вашего мужа
Отец Марии 1934го года рождения. Сама Мария родилась после комендатуры.
То есть, даже, если ей сейчас 60 лет, то она 1957го года рождения. И в техникум она поступала не раньше 1971го года.
ну что ж ... можно и про притеснения и репрессии в 70-е и про 80-е кое-что написать для тех, кто уверен, что в те годы была тишь да гладь, да божья благодать для немцев :
Но признание несправедливости, совершенной по отношению к немцам, не означало разрешения вернуться на родину. Как и относительно крымских татар, и месхов, относительно немцев было решено, что они «укоренились» на новых местах и должны там остаться.2 января 1965 г. в Москву прибыла первая делегация высланных немцев — 13 членов Инициативной группы «коммунистов, комсомольцев и беспартийных». Они привезли письма на имя Председателя Президиума Верховного Совета СССР Микояна, подписанные в общей сложности 660 немцами. Авторы этих писем выражали благодарность партии и правительству за снятие с «советско-немецкого» народа необоснованных обвинений и заявляли, что они — не часть немецкого, швейцарского или австрийского народа, а отдельный народ, имеющий родину в России. [7] Они настаивали не только на разрешении вернуться в родные места, но и на восстановлении автономной немецкой республики.Вопрос о восстановлении автономии для немцев имел особое значение — не только как свидетельство полной реабилитации и даже не только как необходимое условие сохранения и развития национальной культуры, но как единственная возможность создания как бы острова спокойного существования в стране, где ненависть ко всему немецкому, возникшая в годы войны с Германией, не угасла.Страшные военные утраты и жестокость фашистов к пленным и к мирным жителям на захваченных землях давала очень благоприятную почву для пропаганды, в военные годы нацеленной на возбуждение ненависти к немцам, а учебные программы в школах до сих пор преподносят исторические факты так, что Германия выглядит извечным врагом России, история немцев Поволжья замалчивается, и их особенность, их роль в революции, гражданской войне и мирном строительстве, а тем более совершенная над ними жестокая несправедливость во время войны просто не известны почти никому. Это создавало вокруг немцев атмосферу ненависти во время войны. К. Вуккерт вспоминает, что в своем трагическом положении немцы были лишены сочувствия окружающих:
«Не раз я слышал ... окрик: »А что вы хотели? Наши люди в осажденном Ленинграде умирали не меньше!" Иными словами, нас ставили на одну доску с теми, кто окружал Ленинград и душил его голодом, и мы должны были умирать за тех погибших в Ленинграде. Так сказать, око за око, зуб за зуб". [8]Конечно, с годами отношения с окружающим населением стали спокойнее, но все-таки нередко немцы и сейчас оказываются объектом ненависти только в силу своей национальности. Тот же Вуккерт рассказывает, как в 1967 г., он, зайдя к своему русскому соседу в селе, где они оба живут (Новотроицкое, Казахстан), застал у него гостей — брата с семьей. Брат — инвалид, потерял на фронте обе ноги. Узнав, что Вуккерт — немец, безногий бросился на него с криком:— Я тебя, гада, сейчас съем!С большим трудом его семье и брату удалось оттащить его. [9] Такая реакция — не редкость.Особенно страдают от неприязненного отчуждения окружающих дети немцев. Они не хотят говорить на родном языке, стесняются, что они — немцы. Вот почему для немцев было особенно важно восстановить свою автономию.Очередная делегация немцев, отправившаяся в Москву 7 июня 1965 г., была принята А. Микояном. Выслушав пожелания и претензии членов делегации, Микоян с большой похвалой отозвался о вкладе немцев в освоение целинных земель, похвалил немецкое трудолюбие и законопослушность, но отказал в просьбе.— Не все, что натворила история, поддается исправлению, — сказал он, и объяснил причины, по которым правительство отказывается от восстановления автономной немецкой республики:— «Сейчас в целинном крае вести хозяйство без немцев невозможно» и «Восстановление республики вызовет огромные экономические затраты». [10]Особо активным членам делегации, встретившимся с Микояном, было предложено переселиться в Москву, они получили хорошие должности и прекратили свои усилия. После столь неудачной попытки добиться пересмотра этого решения советского правительства надежда на улучшение нынешнего положения советских немцев угасла.Сейчас немцы рассеяны по всей стране. Районы компактного немецкого населения имеются в местах их бывшей ссылки: в Казахстане, Киргизии и Таджикистане. Большинство немцев живет здесь в селах и поселках, так как долгое время им не давали селиться в больших городах. Более половины немецкого населения занимается сельским хозяйством. Значительные группы немцев появились за последнее десятилетие в Волгоградской области, в Молдавии, на Кавказе и в Прибалтийских республиках. Но по-прежнему нигде они не имеют условий для нормальной национальной жизни. Практически отсутствуют школы на родном языке, лишь кое-где есть немецкие классы. Немецкая пресса представлена всего двумя газетами — одной в Москве и одной в Целинограде (Казахстан) с небольшим тиражом и тематикой, отнюдь не специфически немецкой. Нет немецких культурных учреждений — издательств, театров и т.п. Значительная часть молодых немцев в этих неблагоприятных условиях утратила немецкий язык или лишь говорит на нем, но с трудом читает и пишет.Быстрым темпом идет ассимиляция. Если в 1959 г. 75% немцев считали родным языком немецкий, то в 1970 г. такие немцы составили только 66,8%, а в 1979 г. — 57%. [11]До сих пор существует скрытая дискриминация немцев при продвижении по службе и при поступлении в высшие учебные заведения, так что немецкий народ почти лишен национальной интеллигенции. Но самое тяжелое для немцев — то, что они по-прежнему обречены жить в инонациональной среде, враждебной к ним в память о страданиях, пережитых в войне с Германией. К тому же стихийная ненависть населения подогревается сверху и стараниями местной прессы. Так, 1 и 2 апреля 1980 г. в газете «Челябинский рабочий» была помещена статья, где о жителе Челябинска немце Александре Боусе было написано:
«Лобастый, с чуть рыжеватыми негустыми волосами, с яркими голубыми глазами... И вдруг вспомнились мои военные дни... До сих пор помню я другие каски. Темного, ядовитого зеленого цвета... Со свастикой... И глаза из-под этих касок. ...Особенно подходили для этих касок голубые глаза с ледком... Нордические глаза — принадлежность к »высшей расе"...".Многие немецкие семьи стали добиваться разрешения на выезд в ФРГ к родственникам еще в 50-е годы, а есть и такие, которые начали делать подобные попытки в 20-е годы. Однако массовым движение за эмиграцию среди немцев стало со второй половины 60-х годов, после того как пропала надежда на восстановление республики немцев Поволжья. Конечно, немецкая эмиграция имеет, как и еврейская, не только национальные, но и социальные корни: ведь есть возможность добиваться выезда в ГДР, тоже немецкую страну, но с аналогичным советскому социалистическим строем. Однако немцев, которые просят отпустить их в ФРГ или в ГДР, очень мало — подавляющее большинство стремится решить одновременно и национальную и социальные проблемы.Лишь с 1974 г., после многолетних усилий советских немцев, пошло им навстречу и правительство ФРГ, которое тоже стало добиваться разрешения на выезд для советских граждан, имеющих родственников в ФРГ. К этому времени, как сообщает ХТС, подали заявления на выезд около 40 тысяч немцев. [12] В Эстонии, Латвии, Казахстане и других местах они создали эмиграционные комитеты для коллективных усилий по получению разрешений на выезд. В январе 1974 г. активисты немецкого движения за выезд выпустили самиздатский сборник «Ре патриа», освещавший проблемы эмиграционного движения немцев. На его обложке стояло — «Выпуск 1", т.е. издание было задумано как периодическое. Но его составителей (В. Григас, Л. Бауэр и Ф. Руппель) вскоре выпустили в ФРГ, и »Ре патриа" прекратилась после первого выпуска.11 февраля 1974 г. в Москве у здания ЦК КПСС состоялась демонстрация немцев, добивающихся разрешения на выезд. Во время этой демонстрации Людмила Ольденбург со своими несовершеннолетними сыновьями приковала себя к светофорному столбу около здания ЦК. 17 февраля состоялась аналогичная демонстрация немцев в Таллинне. [13]С тех пор демонстрации стали распространенной формой борьбы немцев за выезд. Чаще всего такие демонстрации проводятся в Москве, в последнее время — главным образом на Красной площади; но случаются и вне Москвы, например, в Душанбе, перед зданием ЦК КП Таджикистана. Обычно эти демонстрации немногочисленны, самые большие — по нескольку десятков человек, но как правило — менее 10-ти, довольно часто — семьями. Вот описание типичной немецкой демонстрации, состоявшейся 31 марта 1980 г. на Красной площади в Москве:
«В демонстрации должны были участвовать около 30 человек, но незадолго перед ее началом немцы, прибывшие из г. Нарткала Кабардино-Балкарской АССР, были задержаны сотрудниками милиции. На Красную площадь смогли выйти только 5 человек из г. Котово Волгоградской области. Они несли транспаранты: »Мы хотим жить на своей родине в ФРГ". Все пятеро были тут же схвачены милицией и отвезены в пункт по охране порядка при Красной площади. Их имена: Виктор (1952 г.р.) и Лидия (1957 г.р.) Эбели, Виктор (1953 г.р.) и Альвина (1955 г.р.) Фрицлеры и Готфрид Облиндер (1953 г.р.). Семьям Эбелей и Фрицлеров ОВИР отказал в выезде уже 5 раз". [14]Своеобразный способ протеста, применяемый немцами, добивающимися выезда в ФРГ, — отказ от гражданства СССР со сдачей советского паспорта. Впервые этот способ применили около 300 немцев Казахстана и Киргизии в конце 1976 г. Одновременно они обратились с письмом о тяжелом положении немцев в СССР в международные правозащитные организации и в Московскую Хельсинкскую группу (см. главу «Правозащитное движение»). Несколько активистов немецкого движения были в связи с этим арестованы за нарушение «паспортного режима» и осуждены на лагерные сроки от нескольких месяцев до полутора лет. Некоторые из них по отбытии срока получили разрешение на выезд, но многие до сих пор получают отказы. [15] С 1976 г. начались обращения немцев в Московскую и Литовскую Хельсинкские группы. Продолжаются и обращения в советские инстанции, к правительству ФРГ и в различные международные общественные организации. [16]Организаторы коллективных жалоб подвергаются преследованиям вплоть до осуждения на лагерные сроки — по сфабрикованным уголовным статьям или «за клевету на советский строй» (так обычно квалифицируется указание в коллективных письмах на дискриминацию немцев в СССР). «Клеветнический» характер таких заявлений опровергается на суде выступлениями немцев с благополучными биографиями.С 1980 г. давление на немцев, добивающихся разрешения на выезд в ФРГ, усилилось, о чем свидетельствует Московская Хельсинкская группа, посвятившая немцам-отказникам четыре своих документа, из них три — в 1980-1981 гг. [17]В заявлении 246 немцев-отказников из Кабардино-Балкарии, направленном в 1980 г. в Президиум Верховного Совета СССР, в немецкий Бундестаг и на Мадридскую конференцию Хельсинкских стран, отказники жалуются на произвол и грубость властей, к которым они обращаются за разрешением на выезд:
«Зам. начальника РОВД г. Майский Д.М. Тимофеев объяснил нам, что в нас нуждаются здесь как в рабсиле, и, по его словам, перед тем как выпустить, из нас сначала выжмут все соки. Начальник городского управления КГБ г. Прохладный выразил желание сослать нас всех на БАМ (Байкало-Амурская Магистраль — очередная »великая стройка" — Л.А.). Зам. начальника РОВД г. Майский Д.М. Тимофеев в беседе с нами возложил на нас вину за гибель 20 млн. советских граждан во время Великой Отечественной войны. Начальник паспортного стола МВД КБ АССР Хуранов сказал однажды, что, будь его воля, он бы всех нас расстрелял". [18]Вынужденные обращаться с жалобами на местное начальство в высшие инстанции, немцы-отказники и там наталкиваются на беззакония. В этом же письме 246 немцев сообщается, что 10 ноября 1980 г. за посещение ОВИРа в Москве были задержаны и вывезены на место жительства под конвоем 15 немцев-жалобщиков. Двое из них были сброшены с железнодорожного перрона на рельсы сотрудниками КГБ. Г. Миллер, адрес которого был проставлен в этом письме для ответа, был арестован.Движение за выезд в ФРГ, особенно после того как западногерманское правительство стало поддерживать это движение, способствовало преодолению национальных комплексов у советских немцев. Среди них нашлись люди, не ограничивавшиеся жалобами на национальную неприязнь окружающих, но требующие признания заслуг российских немцев. В этом смысле показательно дело Александра Тилля и Владимира Райзера. Тилль был арестован в декабре 1981 г., а Райзер — в начале 1982 г. Их судили за «клевету на советский строй». Конкретно обвинение состояло в том, что они собирали подписи под требованием поставить памятник немцам, погибшим в трудармии в годы войны. Видимо, Тилль и Райзер не были одиноки в своих планах. По их делу прошли массовые обыски в Новосибирске и во Фрунзе, а уже после их осуждения 11 июня 1982 г. группа немцев из разных мест Киргизии подала заявку в горисполком Фрунзе на мирную демонстрацию в поддержку Тилля и Райзера. Ответа не было, и демонстрация не состоялась. Но эта заявка указывает на идею демонстрации, отличной от традиционных демонстраций немцев-отказников с единственным требованием разрешить выезд в ФРГ демонстранту и его семье.

Тётя моего мужа 1960гр. И когда она училась в школе, то немецкий язык был поделён, для немцев как родной язык, а для других как иностранный. И каждая группа посещала свои занятия. Население деревни составляло - 70% немцы. И немецкая речь была везде и в садике и в магазине.
и про Целиноградские события добавлю...
Тоже картинка очень благостная ...
Целиноградские события 1979 года — выступления жителей города Целинограда, Кокчетава, и Караганды, произошедшие 16 июня 1979 года и направленные против правительственного решения о создании немецкой автономной области на территории северного Казахстана. Организаторами выступления демонстраторов выступали региональные власти КазССР, которые изначально не поддерживали идею о создания немецкой автономии. Завершились отказом от идеи о немецкой автономии на территории КазССР.
Ход событий16 июня в 8 часов утра в нескольких местах Целинограда собралась преимущественно молодёжь и учителя. Пройдя с демонстрацией по городу, колонны соединились на площади Ленина перед обкомом партии, где в 10 часов начался митинг. По поводу числа участников акции в воспоминаниях нет единого мнения. По разным оценкам, их было от 500 до 5000[1]. Они выступили с заявлением против предоставления автономии немцам, которое было передано присутствовавшим партийным руководителям области. В заключение демонстранты заявили областному руководству, что намерены провести ещё один митинг 19 июня, и если до этого времени власти не решат вопрос, то ночью 22 июня они проведут факельное шествие. Митинг продолжался примерно один час[2][3]. Демонстранты несли транспаранты с надписями: «Наша земля для всех едина и неделима!» и скандировали лозунги: «Нет немецкому автономному району в Ерментау!». Многие жители города пассивно отреагировали на происходящее. Спустя три дня после первого митинга, на одной из окраинных площадей Целинограда со всех окрестных улиц вновь собрались толпы, требуя ответа на вопросы: «Какая судьба ждёт казахов на своей земле?» и «Что будет с автономией?»[1]. По сути, правительство Казахской ССР негласно поддерживало демонстрантов и не препятствовало распространению по общежитиям листовок с призывом выйти на митинг протеста. Это во многом объясняло уверенность демонстрантов в своих требованиях, их напористость и бескомпромиссность. Руководство Казахской ССР полагало, что вслед за немецкой автономией своей автономии потребуют и другие проживающие на территории КазССР народы: уйгуры[1],узбеки, русские и украинцы.ИтогВ итоге власти согласились с требованиями демонстрантов и объявили, что вопрос о немецкой автономии в Казахстане полностью снят с повестки дня.Мнения людей, находящихся у власти, разделились: некоторые лица поддерживали план [создания немецкой] автономии, другие — были против; поэтому на митинге выступала не только молодежь, некоторых людей по месту их работы руководство обязывало идти на митинг как на демонстрацию (добровольно-принудительный режим). В результате на митинге, который заключался в массовом шествии от центральной площади до железнодорожного вокзала (примерно 2 км по улице Мира, ныне улица Бейбитшилик) с лозунгами против создания немецкой автономии, участвовали представители разных национальностей (преимущественно не немцы), отчасти этому способствовали и сильно укоренившиеся среди населения послевоенные антифашистские настроения. Оперативное присутствие на месте событий (раньше митингующих) сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, пожарных и медицинских служб способствовало недопущению насилия. Митингующих поддержали в столице Советского Казахстана Алма-Ате, Кунаев негласно поддержал митингующих, поддержали не только из Алма-Аты, но и из других уголков СССР. Многие в городе прекрасно знали о событиях и позиция «нет автономии» была широко распространена среди населения. Участники событий и лица, обеспечивающие порядок, опровергают насильственный характер событий. Одна из активисток тех событий описывает происходившее как «вышли, поорали, дошли до вокзала и ушли»
ну , а про эти события сама много рассказов слышала от очевидцев.
Тогда, по рассказу моей мамы, их на работе специально собирали и предупреждали , чтобы ни в коем случае не вздумали ни на какие митинги ходить и даже между собой эту тему не обсуждали.
А после того, как они ходили в 80-е годы, первых немцев выезжающих в ФРГ на вокзал провожать, грозились поувольнять, если еще раз об этом соответствующую информацию получат. Остается догадываться откуда и от кого.

о 70х и 80х годах
Об этом я ничего не могу рассказать. Отец умер в конце 80-х, я еще была ребенком, так что даже если и были какие-то неприятные моменты, связанные с национальностью, то он бы мне о них рассказывать не стал. А то, что знаю со слов бабушки, относится к его детству, причем, раннему, до амнистии и чуть позже. Хотя, был один эпизод, когда мои родители ездили в Белоруссию в начале 80-х. Там моего папу сразу предупредили, чтоб он где-нибудь не "ляпнул", что он немец. Но это Брест, там, наверное, до сих пор немцев не любят.
Отец Марии 1934го года рождения. Сама Мария родилась после комендатуры.
То есть, даже, если ей сейчас 60 лет, то она 1957го года рождения. И в техникум она поступала не раньше 1971го года.
Мне тоже не просто представить, что живя в немецкой деревне, Мария мола подвергаться таким нападкам одноклассников, ведь она, наверняка, была не единственна немка в классе и в школе. Но это ее детские воспоминания, а они, как правило, более эмоционально окрашены. Не столь важно, как именно издевались над ребенком, главное, что ребенку это доставляло дискомфорт и может даже наложило определенный отпечаток потом на всю жизнь, не все же могут постоять за себя, тем более в детстве. И какими жестокими могут быть дети, тоже все знают.