Deutsch

Притча о добром самаритянине, или "А кто твой ближний?"

13.11.18 18:23
Притча о добром самаритянине, или "А кто твой ближний?"
 
Boatman старожил
Последний раз изменено 13.11.18 18:35 (Boatman)

Притча о добром самаритянине (Лк 10:37) относится по типу к притчам-иллюстрациям. Ей предшествует диалог Иисуса с законником . У Мф 22:35 также описан диалог Иисуса с законником, но в др. контексте. Здесь на этот вопрос «какая наибольшая заповедь в Законе?» отвечает Сам Иисус: « возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь;вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф.22:35-40). Первая заповедь записана Моисеем в книге Втор 6:5: вторая — содержится в книге Левит19:18.

У Лк.10:37 законник, отвечая на вопрос Иисуса о том, что написано в Законе, как наследовать вечную жизнь, изложил ему основополагающие принципы Торы. Иисус подтвердил его понимание: "Правильно ты отвечал; так и поступай"(Лк 10:28)

Однако же законник не удовлетворился этим ответом и спросил Иисуса: "а кто мой ближний?" (Лук.10:29). В контексте ВЗ эта заповедь сформулирована следующим образом: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего

твоего, как самого себя. Я Господь». Т.о., получается, что текст Левит 19:18 говорит о "сынах народа". Вот почему у законника и возникает вопрос о том, к кому конкретно эта заповедь относится, кто явл. ближним?

Притча всем хорошо известна ( Лк.10:30-37) . В ней Христос не даёт прямого ответа на вопрос законника, в свою очередь, спрашивая его: " Кто из этих троих,думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?" Он сказал: "оказавший ему милость". Тогда Иисус сказал ему: "иди, и ты поступай так же".

Можно ли считать это одобрение и совет ответом на прямой вопрос законника: ""а кто мой ближний?"?


Оценивая поступки священника и левита ( не останавливаясь на вопросе весьма малой правдоподобности описанной истории) ,можно видеть , что для них было важно соблюсти законы Торы относительно ритуальной чистоты.

Иисус учит, что слова Торы «не имей злобы на сынов народа твоего» представляют собой более широкое понятие, чем просто представителей"твоего народа". Затрагивая этическую проблему, Иисус в этой притче желает показать, что понятие «ближний» не ограничивается одной расой или одним народом, а каждый человек, независимо от расы, пола или статуса, делающий нам добро, может быть нашим ближним.

. Притча о добром самарянине помогает учит расставлять приоритеты, отдавая преимущество спасению жизни человека перед каким-либо другим важным аспектом

А теперь вернёмся к главному вопросу притчи на который Иисус не даёт прямого ответа : "Кто из этих троих ..был ближнии попавшемуся разбойникам?" Сам вопрос Иисуса подразумевает, что "ближним " для пострадавшего иудея был только один из трёх. Если"ближний" только один - самаритянин, то разбойники, левит и священник -отпадают, они не "ближние". и никого из них любить , как "самого" себя пострадавший не должен.

Но как же тогда соответствие другой заповеди - любить врагов (Мф 5:43-47):

"..ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?..Не так ли поступают и язычники? "

Библия разделяет людей на "овец" и "козлов".По этой классификации левит и священник, и конечно, разбойники-

"козлы", и считать "ближними" их, кому угототована "геенна огненная" , -невозможно. Т.е. заповедь о любви КО ВСЕМ, считая ВСЕХ "ближними" (или всех , оказавшихся в данный момент рядом) - не"работает". Т.к. получается, согласно притче, ближний - тот , кто оказал тебе помощь. Но ведь именно так "рассчётливо" считают "язычники". А как же те, кто не нуждаются ни в чьей помощи?, кто для них ближний?

Может, вообще не следует "разделять" , рассуждая, кто овца или козёл, друг или враг, а просто относиться ко

всем ЛЮДЯМ по принципу: "как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними". Этот принцип - не только основа всего учения Торы и др. религий, ему следуют все "ХОРОШИЕ ЛЮДИ", , в т.числе, и

неверующие.

Но вспомним эту "сцену" : "..и указав рукою своею на учеников своих, сказал:вот Матерь моя и братья мои; ибо кто

будет исполнять волю Отца Моего небесного, тот Мне брат, и сестра, и Матерь" (Мф 12:48-49) Вот кто - настоящие "ближние" согласно НЗ : единомышленники, ученики, последователи, уверовавшие в Него, вот кого надо

любить, как "самого себя" ... Итак, в НЗ "ближний", "брат" - не

каждый человек. А "не-брата" - фарисея или язычника можно и обзывать нехорошими словами, ибо до них - как для диких "свиней" и бешеных "псов" (Мф 7:6 ) - недоступна "святыня" .

В заключение, хочу привести слова Максима Исповедника: " Если ты одних людей ненавидишь, к другим относишься равнодушно, а третьих-очень сильно любишь, то заключи из этого, как ты ещё далеко отстоишь от совершенной любви, которая побуждает ОДИНАКОВО ЛЮБИТЬ ВСЯКОГО ЧЕЛОВЕКА" ... Насколько применимы эти слова к живущим здесь и сейчас ?

 

Перейти на