Первый ужин?
Веруша – дочь знаменитого мецената Саввы Мамонтова
Она была любимой и долгожданной дочкой железнодорожного магната, известнейшего промышленника и предпринимателя Саввы Ивановича Мамонтова и его жены Елизаветы Григорьевны. До Веры у них уже родилось трое сыновей и, по семейной легенде, после третьих родов, когда стало ясно, что «опятьмальчик!», Елизавета Григорьевна пообещала мужу: «Но следующей
непременно будет девочка!» Так и случилось. После трёх мальчиков
в семействе Мамонтовых родились еще две дочери — Вера и Александра.
И Верой её назвали неслучайно.
Имена
своим детям Мамонтовы подбирали с умыслом: первые их буквы должны были
последовательно составить имя САВВА: Сергей — Андрей — Всеволод — Вера —
Александра. Конечно, можно, иронизируя, сказать, что так проявляла себя мамонтовская фанаберия, типично
купеческая тщеславная блажь. Но ближе к истине другой ответ: Елизавета
Григорьевна просто очень любила своего неординарного мужа.
А еще Елизавета Мамонтова была по-настоящему, без лицемерия и ханжества, религиозна. Валентин Серов писал своей невесте Ольге Трубниковой: «Здесь, у Мамонтовых много молятся и постятся,
Но для Елизаветы Григорьевны то, что
вызывало неприятие её любимца Антоши Серова, было исполнено глубокого смысла. Имя «Вера»
для матери Веруши связывалось с важнейшей христианской добродетелью:
вера была важнейшей составляющей её духовной жизни. Такой же определяюще
важной, как потом будет и для мужа Веры Александра Самарина, будущего обер-прокурора Священного Синода. Но об этом — в одной из следующих историй.
В доме Мамонтовых на Садово-Спасской, известном всей просвещённой Москве, и особенно в их подмосковной усадьбе Абрамцево царила атмосфера творчества, радости, взаимной приязни и любви. Туда приезжали лучшие люди своего времени: художники, скульпторы, литераторы, музыканты. Домашние спектакли, прятки и салки, игра в городки — обычные и особые, «литературные», казаки-разбойники, в которых наравне с детьми участвует художник Репин, и свой собственный детский лодочный «флот» на речке Воря, руководимый художником Поленовым, конные прогулки, увлекательные творческие занятия — резьба по дереву, акварель , керамика… Так что легко объяснимы сетования Серова о позировании ему Веруши «Измучил её, бедную, до смерти» — девочке не терпелось бежать заниматься чем-то поинтереснее. И всё же почти полтора месяца Вера послушно сидела за столом абрамцевской гостиной. Такой была цена шедевра.