Deutsch
Germany.ruФорумы → Архив Досок→ Немецкий язык

Русско-немецкий Музыкальный словарь

10.02.06 22:07
Re: Русско-немецкий Музыкальный словарь
 
Лена,питерская старожил
в ответ gevin 09.02.06 10:02
Я очень извиняюсь,что в таком безобразном виде,но по другому никак.
Н.Михайлова, А.Кипнис, Д.Кипнис. Немецко-русский музыкальный словарь-лексикон для школьников
Предлагаемый мини-словарь по музыке не совсем обычен: он дает не только
перевод, но и краткое толкование основных музыкальных понятий, как они
преподаются в общеобразовательных немецких школах - поэтому он и назван
"словарь-лексикон". Необходимость такого расширения статей словаря выявилась
при сопоставлении немецкой и русской музыкальной учебной литературы: для
русского читателя - и даже не только учащегося средней школы - многое из
того, чему учат в школах Германии, может показаться непривычным или совсем
незнакомым.
Составители надеются, что подобное издание окажется полезным как еще
один мостик между двумя культурами и между двумя языками.
A
a capella ( от итал capella = Kapelle хор) а капелла (хоровое пение без
сопровождения инструментов,0); A-capella-Chor m хор без музыкального
сопровождения
Abblasen n исполнение (трубной) музыки: музыку исполняли в определенное
время дня, музыканты состояли в службе замка, позже в городских приходах и
городских управлениях
abblasen vt трубить; die Jagd, ein Manцver abblasen трубить сигнал к
окончанию охоты, маневров
Abbreviatur f, =, - en аббревиатура, сокращение: важнейшие сокращения в
нотном письме: 1 знаки повторения нескольких тактов или отрывка; 2
повторение одинаковых звуковых комбинаций; 3 повторение звуков и аккордов; 4
обозначение повышения или понижения тона на октаву, во избежание большого
числа вспомогательных линий на нотном стане; 5 в оркестровой или хоровой
музыке обозначение паузы числом, обозначающим число тактов
absolute Musik абсолютная музыка: понятие 19 века, обозначавшее "чистую
музыку", в отличие от программной музыки свободную от внемузыкального
содержания, и основанную только на законах музыки
Achtelnote f, =, - n (=Achtel) одна восьмая: длительность ноты,
составляющая одну восьмую часть длительности звучания целой ноты
Acid - Rock (Psychedelic Rock): стиль рокмузыки второй половины 1960-х
годов; название отражает тот факт, что исполнители часто находились под
влиянием наркотиков или были наркотически зависимы
Affektenlehre f учение о чувстве: развитая в эпоху барокко теория о
влиянии музыки на ощущения и чувства людей; она основана на учении Платонa,
что чувства человека (радость, печаль, боль, гнев) можно выразить музыкой и,
наоборот, музыка вызывает те же чувства и душевные переживания у слушателя
afroamerikanisch a афро-американский; afroamerikanische Musik
афро-американская музыка: собирательное понятие музыкальной формы
американских негров, которая была принесена рабами из Африки и формировалась
в Америке
afrokubanischer Jazz афро-кубинский джаз: стилевое направление джаза,
раз-вившееся к концу 40-х годов из соединения элементов Bebopа с кубинскими
ритмами; главный представитель - барабанщик и руководитель Dizzy Gillespie
Agogik f, = агогика: учение о темпе музыкального произведения,
признающее возможность изменения исполнителем темпа, характеристики которого
недостаточно конкретизированы в нотном письме, но осознаются
интерпретатором.
agogisch a свободный, индивидуали-зированный (в отношении темпа
музыкального исполнения)
дgyptische Musik (старо)египетская музыка: письменные и изобразительные
источники показывают высокую интенсивность музыкальных событий за 3 тыс лет
до н.э., но их звуковое восприятие отсутствует; в ранний период эпохи
использовались высоко развитые инструменты: (луковая) арфа, (удлиненная)
флейта и двойной кларнет; с 2570-2460 г. до н.э. установлено разделение
ритуальной и мирской (светской) дворцовой музыки
Air n, -s, -s 1 песня, мелодия, танцевальное произведение; 2
инструментальная композиция простого содержания песенного или танцевального
характера: в 16 в - обозначение многоголосных народных песен или их
инструментального (лютня или струнные смычковые) сопровождения ( J.
Dowland,0); с 17в выделились инструментальные произведения, соединяющиеся в
сюиту; в 18 веке песенный характер перестал быть определяющим и Air стали
понимать иначе, напр., Das Air in Johann Kuhnaus "Partie in f- Moll"
формально является жигой; das Air в G. F. Hдndels "Suite fьr Klavier in d-
Moll" имеет все признаки сарабанды
Akkolade f, =, -n акколада: в нотном письме скобки, охватывающие
несколько нотных станов - в фортепианных два, в оркестровых партитурах
бульшее число
Akkompagnement ( = Accompangement) n, -s, -s аккомпанемент; музыкальное
сопровождение: фортепианная или оркестровая партия в сочинениях для голоса
или какого-либо инструмента с сопровождением
Akkord m, -(e)s, -e аккорд: совместное звучание тонов различной
высоты; einen Akkord anschlagen взять аккорд
Akt m, -(e)s, -e (=Aufzug) акт, действие: законченная часть театральной
пьесы или оперы; итальянская и немецкая опера состояла чаще всего из 3-х,
французская из пяти актов; произведения музыкальных театров в 20-м веке
часто состоят из одного акта
Akzent m, -(e)s, -e акцент, ударение, знак ударения; musikalischer
Akzent музыкальный акцент: звук мелодии, особенно подчеркнутый в отношении
силы: 1 с 16 века принятое выделение звука внутри такта и внутри периода; 2
мелизмы музыки 17/ 18 веков, преимущественно форшлаг, состоящий из большого
числа промежуточных нот внутри интервала
Aleathorik f, = ( от лат счастливый случай, выигрыш):композиционный
стиль внутри Новой музыки 1950 гг, при котором у интерпретатора остается
практически неограниченное свободное пространство для творчества, для
вариаций звучания, возможно изменение порядка частей, окраски звучания,
высоты звука
Allemande f, =, -n 1старый немецкий танец: появился во Франции около
1550 года, в Германии в начале 17 века; 2 часть сюиты (стилизованная под
немецкий танец)
All-Star-Band f, =, -s (в джазе и роке) ансамбль, составленный из
известных музыкантов, отобранных на основании опросов: "все звезды"
образуют, как правило временную группу и выступают вместе в особых случаях
(серия концертов, пластинки)
Alphorn n, ..hцrner альпийский пастуший рог, трембита: духовой,
деревянный, длиной до 4-10 метров, музыкальный инструмент, распространенный
в горных областях
Alt m, -(e)s 1 альт (голос и певец): низкий женский или детский голос
(мальчиков,0); 2 альтовая партия
Alteration f, =, -en изменение, альтерация: хроматическое изменение
тона аккорда, повышение или понижение одного или нескольких тонов аккорда на
полутон или тон с сохранением его основного названия altslawischer
Kirchengesang старославянские песнопения: церковные
песнопения, переведенные из латинской библии и литургических книг
пришедшими из Салоников братьями Кириллом и Мефодием, являются основой
песнопений на славянских языках
angewandte Musik прикладная музыка: обозначение музыки, соединяемой с
другими видами искусства и культуры; появившееся в начале 1920-х годов
представление о том, что музыка имеет, помимо образной и искусствоведческой,
также и социальную пользу; композиторы - французский E. Satie, немецкие
Hindemith, H. Eisler, советский D. Schostakowitsch
Anschlag m, -(e)s, Anschlдge удар, туше, аншлаг: 1 объявление у кассы
театра, цирка и т.п. о том, что все билеты проданы; 2 крупный заголовок в
газете, шапка; 3 при игре на клавишных инструментах способ извлечения звука,
например, расположение пальцев (вместе с рукой, плечами и корпусом) на
клавишах при создании звука; 4 удвоенный удар, включающий помимо основной
ноты выше- или нижележащую добавочную ноту
Antiphon f, -, -en антифон, литургическое песнопение: литургическое
песнопение христианской церкви, исполняемое поочередно двумя хорами или
солистом и хором; с 4 века использовалось в псалмах и гимнах; тексты
антифонов брались из библии ("Alma redemptoris mater", "Salve Regina")
appassionato муз страстно, бурно
Arabeske f, =, -n муз арабеска: пьеса изящного характера с причудливым
мелодическим рисунком; композиторы -R. Schumann, C.Debussy
arabischе Musik арабская музыка: история арабской музыка началась с
возникновением ислама в 7 веке и связана с периодом расцвета исламского
господства; самое значительное время 7-13 вeкб; три музыкальных центра:
Персия и Мессопотамия; Сирия и Египет; Испания и Северная Африка; арабский
звукоряд содержал меньшие интервалы, чем полутон, октава разделяется на
14-18 ступеней; позднее был дополнен семиступенчатым диатоническим
звукроядом; образование мелодий определялось школой Maqбm (Pl. Maqamat) ,
служащей основой для импровизации, ритмы определяются по моделям, взятым
первоначально от ритмов стихотворных форм, по типу сравнимому с приемами
мейстерзингеров; многоголосие европейско-гармонического типа в арабской
музыке отсутствует; важнейшие инструменты: струнные - лютня, цитра,
Kamandja, Tandur, Kanun, Rabab, флейта, барабан Ud; формы религиозной музыки
die Korankantillation определял молитвенный зов муэдзина, позднее
религиозные гимны, связанные хоровыми рефренами, и музыка церковных Sufi- и
Derwisch- орденов ислама; из традиций дворцовых церемоний возникла Nuba -
вокальная и инструментальная сюита, сопровождающаяся стихами; классическая
арабская музыка не знает оркестра, она имеет природу камерной музыки, в
которой господствует сольная партия отдельного мастера
Arie f, =, -n ария: сольная певческая партия с инструментальным или
оркестровым сопровождением в опере или оратории
Arioso n, -s, -s und ..si ариозо: 1короткое произведение для голоса, в
опере 17 века - промежуточное произведение между речитативом и арией; 2
певучий характер игры или пения
Arrangement n, -s, -s аранжировка: 1 переложение музыкального
произведения для исполнения на другом музыкальном инструменте или другим
составом инструментов или голосов; 2 облегченное переложение музыкального
произведения для исполнения на том же инструменте; 3 в джазовой музыке,
различные изменения, вносимые непосредственно в процессе ее исполнения в
связи с импровизационным принципом игры
Ars antiqua f, =, = старое искусство: название многоголосной музыки
между 1230 и 1320 гг., в которой была установлена мензуральная музыка и
возникли мотеты; папа Johannes XXII признал в 1324/25 композиции в стиле Ars
antiqua единственной многоголосной музыкой в области христианской церкви
Ars nova f, =, = новое искусство: название течения многоголосной
французской и итальянской музыки 14 века; в музыке Ars nova кроме
господствовавшего до тех пор трехкратного деления нот добавилось
двухкратное, что позволило, благодаря дальнейшему делению значений нот,
уточнить ритмическую нотную запись; композиция достигла большего изящества;
важнейшие формы во Франции - изоритмические мотеты, баллады, рондо; в Италии
- мадригалы
atonalе Musik атональная музыка: музыка, основанная на принципе
атональности
Atonalitдt f, = атональность: отсутствие тональности; метод композиции,
основанный на отказе от тональности, лада; характерен для некоторых
современных музыкальных течений, например, додекафонии; отсутствие связи,
последовательности тонов и аккордов с основным тоном
B
B (b): в средние века был 2-ым звуком основной гаммы (ABCDEFG,0); B
служит сокращением для обозначения басового голоса. Написание в квадратных
нотах привело к изменению обозначения на h; из написания возникли
обозначения бемолей; бемоль (франц bйmol; англ flat) - знак понижения звука,
показывающий понижение звука на половину тона; нота получает окончание (e)s,
например, A получает название As, G - Ges, за исключением ноты h, которую
называют просто b
babylonische Musik f вавилонская музыка; музыка Вавилона: музыка
Месопотамии, шумеров, ассирийцев от завоевания Мессопатамии Александром
Македонским (331до н.э.,0); известны по изображениям и найденным инструментам
- лиры, луковые и угловые арфы, лютни с длинными грифами, трубы, простые и
двойные флейты, ручные барабаны и литавры; найдены тексты гимнов,
молитвенных, скорбных и покаянных песен; твердо установлено, что применялись
консонантные октавы, квинты, кварты тоники
Badinerie f, =, -n (Badinage) шутливая, быстрая танцевальная
музыкальная пьеса:часть сюиты в 18 веке
Bagatelle f, =, -n 1 мелочь, пустяк, безделица; 2 багатель: маленькое
инструментальное произведение, преимущественно для фортепиано, в форме 2-х
или 3- частной песни; название "Les Bagatelles" встречается у F.Couperinа
(1717,0); в 20-м веке Bartok ( для рояля 1908) и A. Webern ( для струнного
оркестра op. 9, 1913)
Balalaika f, -, s und ..ken балалайка: с 18 века широко
распространенный русский щипковый трехструнный инструмент с треугольным
деревянным корпусом (из хвойных деревьев) и длинным грифом; шесть размеров;
звук извлекается с помощью плектра
Balg m, -(e)s, Bдlge муз меха
Ballade f, -, -en баллада: 1 народное стихотворное произведение, в
котором рассказывается чаще всего трагическая история; 2 форма жанра с
эпически-драматическими элементами; рассказ большей частью полный
таинственности, трагических судеб; 3 музыкальный жанр, в средние века
народные танцевальные песни, являющиеся одной из главных форм трубадуров и
труверов; в многоголосной музыке 14 в. выдвигается на первый план и
появляется как сольная песня в сопровождении двух или трех инструментов,
формальный порядок - строфа (строчка, строчка, заключительная часть строфы),
рефрен; в 15 в. баллада превращается в песню; после 1770 г. традиции
баллады, продолжающиеся в области народной песне, под английским влиянием
возродились в многочисленных переложениях на музыку новых стихотворных
текстов баллад; при этом соответствующий текст сопровождался фортепиано,
развитие этого направления привело к утверждению сольного пения в
сопровождении фортепиано (Шуман,0); в инструментальной музыке 19 в. (с Шопена)
баллада видоизменилась в "песню без слов", и, впоследствии, в оркестровую
балладу
Bandleader m, -s, = ведущий джаз-оркестра, руководитель джазового
ансамбля
Bandonion n, -s, -s (=Bandoneon, Bandonium) бандонион: разновидность
гармони; сконструирована около 1845/46 H. Bandом (в Krefelde) на основе
немецкой концертины и используется с конца 19 века, как типичный инструмент
для исполнения музыки аргентинского танго
Banjo n, -s, -s банджо: струнный щипковый инструмент, созданный на
основе реконструкции народного инструмента американских негров - банджа и
широко применяемый в джазе; состоит из корпуса в виде обруча с натянутой
кожаной декой и шейки с ладами
Bar f, =, -s бар муз во времена Мейстерзингеров - песня с тремя и
больше строфами с переменной структурой
Barde m, -n, -n, певец-исполнитель; 1 поэт; 2 автор-исполнитель своих
песен; 3 бард: кельтские исполнители божественных песен или песен о героях
от 5 века до нэ до средних веков; относились вместе с друидами к ведущей
литературной касте; в средние века образовали сообщество придворных поэтов;
их последователи творили до 1690 в Ирландии и до 1748 в Шотландии
Bariton m баритон: 1 голос, промежуточный между басом и тенором,
название известно с 16 века; баритон обозначает также музыкальные
инструменты, характеризующиеся звучанием в данной звуковой области, напр.,
баритон-саксофон; 2 медный духовой инструмент, имеющий овальную форму или
форму тубы, снабжен 3-4 вентилями
Barock n, -m, -s барокко: от португ неправильный, искривленный,
искаженный; обозначение музыкальной эпохи конца 16 - середины 18 века;
название впервые употреблено около 1800 г.; различают: 1 раннее барокко
(1580-1680), 2 высокое барокко (1620-1680), 3 позднее барокко (1680-1750,0);
начальная стадия связана с переходом от вокальной, сольной музыки,
характеризующейся разговорной речью и глубоким чувством, к опере, ораториям,
кантатам; инструментальное исполнение перешло от ведущего верхнего голоса к
басовой основе; характерно также соединение вокального и инструментального
способов композиции, стремление к изображению аффектов, высоких чувств;
самые значительные композиторы: Monteverdi, Frescobaldi, Vivaldi, Hдndel,
Couperin, J.S.Bach
BaЯ m, ..sses, Basse бас; BaЯ singen петь басом: самый низкий
человеческий голос; самый низкий голос композиции; самый низкозвучащий
инструмент данного вида, например контрабас; название появилось в 15 веке,
как противопоставление высокому тенору (Contratenor altus,0); самый низкий
голос, определяющий гармоническое течение композиции и одновременно
проводящий индивидуальную партию
Bassgeige f, =, -n (=KontrabaЯ) контрабас
Basso m, -, Bassi (от итал tief -глубокий, густой,0); Basso continuo:
непрерывное, постоянное басовое сопровождение, называемое также GeneralbaЯ;
Basso ostinato: непрерывное повторение басовых фигур, над которыми течет
свободная мелодия или вариации темы
Beat m, -(s) бит; удар: 1 равномерный ритмический фон ударной группы
джаза; стиль музыкального исполнения; 2 музыка в стиле бит
Beatmusik f, = бит-музыка: стиль джаза с особым ритмическим фоном и
характерными инструментами: гитары с усилителями, ритмические и
гармонические инструменты с усилителями; возникла в шестидесятых годах в
клубах Лондона и Ливерпуля; тексты этой музыки отражали проблемы
повседневной жизни и значительно отличались от одухотворенных текстов
шлягеров; используют в агрессивной форме Punk-Rockа
Bebop n, -s, -s бибоп: стиль джаза; с начала 1940-х годов развивается
черными музыкантами на основе Swing-направления; отличается скачкообразной,
неустойчивой мелодией с ломаными слогами и лихорадочно-нервным ритмом; бибоп
впервые отказался от представлений о джазе, как исключительно танцевальной
музыке; самые известные музыканты Charlie Parker, Dizzy Gillespie и
Thelonius Monk
begleiten vt (auf D) аккомпанировать (кому-либо на чем-либо,0); begleitet
von etw. (D) под аккомпанемент чего-либо
Begleiter m, -s, = аккомпаниатор
Begleitinstrument n аккомпанирующий музыкальный инструмент; das Klavier
als Begleitinstrument под аккомпанемент рояля
Begleitmusik f музыка, сопровождающая представление, кинофильм;
Begleitung f, =, - en аккомпанемент: 1 в многоголосных музыкальных
произведениях - мелодическое украшение основной мелодии; впервые с
GeneralbaЯ-эпохи, около 1600 г, возник аккомпанемент ведущего вокального или
инструментального голоса для выделения линии баса; около 1770/1780 мелодии
стали разделять на голоса; в 19 веке партия фортепьянного аккомпанемент
является иллюстрацией текста и музыки (Schubert, Wagner, Brahms)
Belcanto f, -s бельканто: виртуозное итальянское пение; стиль
вокального исполнения(17-19 в), получивший развитие в итальянском оперном
искусстве, отличительные черты которого легкое, красочное звучание,
мелодическая связность и вокальные украшения
Bindebogen m, -s, = und ..bцgen лига: знак, указывающий на связное
исполнение двух нот, соединенных изогнутой чертой; при этом значение первой
ноты удлиняется до конца следующей
blasen vt, vi играть (на духовых инструментах), трубить; Flцte blasen,
auf der Flцte blasen играть на флейте
Blasinstrument n, -(e)s, -e духовой инструмент: называется группа
Aerophone, у которых звук возникает при вдувании воздуха; в музыкальной
практике различаются: медные духовые, деревянные духовые инструменты и
Rohrblattinstrumente
Blechinstrument n, -(e)s, -e медный духовой инструмент: группа
инструментов из металла: труба, тромбон, валторна
Blues m, =, = блюз: 1 гармоническая линия, на основе которой создается
мелодия импровизации; 2 жанр первоначально сольной лирической медленной
песни, передающей социальные и эмоциональные страдания афро-американцев; 3
парный бальный танец свободной композиции типа медленного фокстрота. Блюз
-важнейшая певческая форма народной музыки североамериканских негров; он
возник во второй половине 19 века в южных штатах США; в противоположность
духовным песнопениям блюз является светской музыкой, в котором главное -
личные и социальные проблемы, расовая дискриминация; первоначально чисто
вокальная импровизационная музыка была инструментована и явилась основой для
развития джаза; с начала 20 века формируется Bluesformel, схемы аккордов и
ритмов, которые соответствовали блюз-текстам; мелодика блюза обладает особой
тональностью, возвращающейся к семиступенчатому темперированному звукоряду
африканской музыки
Bogen m, -s, = und ..bцgen лига: в нотной грамоте Binde-, Schleif- oder
Legato- Bogen лиги (изогнутые линии), расположенные над двумя или более
нотами, указывающие на связное исполнение нот
Bolero m, -s, -s болеро: 1 испанский танец конца 18 века с характерным
высоким ритмом; музыкальный размер- 3/4такта; 2 медленное кубинское болеро,
вариант румбы, (2/4 и 2/2такта) появилось в середине 19 века; 3 вокальное и
инструментальное музыкальное произведение в ритме танца, для двух голосов в
сопровождении гитары и маракаса
Boogie-Woogie m, -s, -s буги-вуги: 1 стиль джазовой музыки, характерным
для которого является повторяющаяся басовая фигура, определяющая ритмические
и мелодические возможности импровизации; важнейшие пианисты: Clarence
Lofton, Jimmy Yancey, Pine Top Smith, Meade Luь Lewis, Albert Ammons 2
американский парный бытовой танец свободной композиции, эмоционально
напряженный по характеру, с умеренно быстрым темпом; возник и
распространился в конце 30-х - начале 40-ых годов; муз размер 4/4
Bossa Nova m, - -, - s (от португ новая волна) босанова: 1 музыкальный
ритм начала 1950-60-х годов, развивающий стилистику бразильской самбы и
элементов Cool Jazz, связанный с именами Antonio Carlos Jobim, Luis Bonfa,
Arstrud Gilberto, Baden Powell, послуживший основой для создания
многочисленных музыкальных пьес; 2 парный бальный танец, близкий по
характеру к самбе
Buffo m, -s, -as und Buffi певец-буфф: исполнитель комической
певческой роли в итальянской опере
buffonesk Adj буффонадный; в стиле Buffo: построенный на использовании
подчеркнуто комических, шутовских приемов
Bьhnemusik f, = театральная музыка: 1 музыка, включенная как часть
представления на сцене; 2 музыка, использованная для оформления спектакля:
увертюра, музыка между сценами, актами, музыкальное сопровождение
C
Cancan m, -s, -s канкан: подвижный эстрадный танец, часто исполняемый в
варьете и в ночных клубах; музыкальный размер 2/4 такта
Cantus firmus m, = =, = ..mi главная мелодия многоголосного хорового
или инструментального произведения; ведущий голос полифонической композиции
Celesta f челеста: пластиночный ударный клавишный инструмент с нежным,
серебристо-певучим звуком, напоминающий по внешнему виду пианино, но имеющий
источником звука вместо струн хроматически настроенные стальные пластинки,
по которым ударяют деревянные молоточки, обтянутые войлоком
Cembalo n чембало: итальянское название клавесина
Cha-Cha-Cha m, = und -s, -s ча-ча-ча: модный кубинский танец; возник из
мамбо в начале 1950 г.; c 1963 г.- один из четырех стандартных
латиноамериканских танцев в "Welttanzprogramm" (Rumba, Paso doble, Jive,
Cha-Cha-Cha)
Chaconne f, =, -s или n чакона: 1 старинный испанский танец,
исполняемый в высоком темпе, в сопровождении пения и кастаньет; музыкальный
размер - 3/4; 2 инструментальная пьеса с вариациям басовой линии
Chanson f, -, -s шансон: 1 первоначально французское лирическое или
эпическое стихо-творное песенное произведение; 2 французская любовная или
застольная песня 15-17 веков; n, -s, -s речитативная песня часто
злободневного или социально-направленного содержания
Charivari n, -s, -s шаривари:1 беспорядок; шум, гвалт, какофония; 2
студ (=Katzenmusik) фальшивая, неблагозвучная музыка с дисгармонией, со
скулящими завывающими тонами; кошачий концерт; плохая музыка; 3
шутливо-беспорядочное музицирование по наигранному поводу, с фальшивым
звучанием, причудливыми поворотами мелодии и шумовым сопровождением
Chicago-Still m Чикаго-стиль: стиль джаза, возникший в начале 1920-х
годов в Чикаго, как вариант диксиленд-джаза; Chikago-Still объединил
джазовых белых и черных музыкантов Юга Америки; возврат от коллективной
импровизации к сольной; вместо банджо использовали гитару, туба сменилась
бас-cаксофоном; представители Bix Beiberbecke, Jimmy McPartland, P.W.Russell
und Eddie Condon
Chor m, n, -s, Chцre 1хуры; клирос; 2 хор; im Chor все вместе; im Chor
singen 1 петь хором; 2 петь в хоре
Choral m, -s, ..rдle хорал, церковное песнопение: григорианское
неаккомпанируемое песнопение католической церковной музыки; в протестанской
церковной музыке первоначально установлен четырехголосный хорал, позже
Лютером в церковную службу была введена также и одноголосная, простая,
торжественная песня
Chorleiter m (= Dirigent) дирижер, руководитель хора
Chromatik f, =хроматика:1 изменение на полтона вокальных или
инструментальных голосов с помощью обозначений; 2 звукоряд с
расположением звуков по полутонам вверх или вниз - от тоники до
следующей тоники
chromatisch a хроматический; eine chromatische Tonleiter хроматическая
гамма: звукоряд, который содержит только полутонные интервалы и охватывает
все 12 тонов октавы
cis-Moll deutsch = do diиse mineur franzцsisch = C scharp minor Engl
Cluster m, -s, -s (=Tontraube f, =, -n) кластер: гроздья звуков;
собрание звуков, неотделяемых друг от друга; композиторы Gyцrgy Ligetti,
H.Cowell
c-Moll n, = до-минор; in c-Moll в до-миноре, до-минорный
Collage f, =, -n коллаж: техника композиции, состоящая в том, что
композитор использует музыкальные материалы (цитаты из известных музыкальных
произведений, шумов, слов или звуков) так, что происходит достижение нового
музыкального смысла; шум воды в "Желтой подводной лодке" группы Beatle`ов;
композитор L.Nono
Combo f, =, -s комбо: маленький джазовый или танцевальный ансамбль, до
8 человек, в котором солируют все инструменты; возникли в 1940-х годах,
сейчас исключительно в танцевальной музыке
Concertino f, -s, -s концертино: в эпоху барокко - группа солирующих
инструментов (обычно две скрипки и виолончель) внутри Concerto grosso; в
19-20 вв - короткая свободная композиция для сольного инструмента в оркестре
Concerto grosso n, = =,..ti ..ssi кончерто гроссо: господствующий жанр
оркестровой музыки позднего барокко, характерным для которого является
сопоставление сольных инструментов (Сoncertino) и всего оркестра; первый
композитор A. Corelli, 1680; G.F. Hдndel, J.S.Bach
Conduktus m, =, = (= Konduktus)(от лат проводы): 1 одноголосное
латинское песнопение 12 в.; 2 форма многоголосной музыки средних веков;
вместе с мотетом один из главных жанров эпохи Notre-Dame (сер. 12 - сер. 13
в.)
Contredanse f oder m, =, -s контрданс, кадриль: английский народный
танец, возникший в 17 веке, распространенный в 18 веке во Франции и Германии
живой и подвижный по характеру; различные формы привели к кадрили,
котильону, Anglaise; Eccossaise; использовали в Opйra-ballet, ведущий танец
венской классики; музыкальный размер 2/4, 6/8
Cool Jazz "холодный джаз":джазовый стиль 1950-х годов; возник, как
реакция белых джазовых мухыкантов на Bebop, развитый преимущественно черными
музыкантами; этим объясняется название холодный джаз, как противопоставление
горячих интонаций традиционного джаз-стиля; вместо сильно акцентированной
фразировки применяется способ исполнения Legato; сильное влияние европейской
музыки; важнейшие представители Lennie Tristano, Miles Davis, Gerry Mulligan
Country-music f, = народная музыка Юга и Среднего Запада США
Couplet n, -s, -s куплет: 1 отдельная строфа песни или
инструментального произведения, которая содержит повторяющуюся часть
(припев, рефрен,0); 2 с конца 18 века - остро-сатирическое стихотворение с
припевом, большей частью актуального (политического или пикантного)
содержания в водевилях, опереттах, в кабаре
D
diatonischеr Tonleiter диатоническая гамма: последовательность тонов с
половинными и целыми интервалами; основной звукоряд; семь главных тонов
гаммы Dur-Moll
Dirigent m, -en, -en дирижер: руководитель музыкального ансамбля,
который указывает жестами и мимикой исполнителям такт, ритм, громкость,
фразировку музыкального произведения; дирижеры до конца 18- начала 19 в.
ограничивались отдельными движениями рук; с усложнением ансамблевой музыки
19 в. стала очевидной роль дирижеров, которые перестали быть, как раньше,
только композиторами; способ дирижирования позволяет придать персональную
окраску исполняемому произведению
Diskant m, -(e)s, -e дискант: 1высокий детский голос (у мальчиков,0); 2
мальчик-певец с таким голосом; 3 партия в хоре и в вокальном ансамбле,
исполняемая высокими детскими или высокими женскими (сопрано) голосами; 4
форма средневекового двухголосного, позднее -многоголосного пения (Cantus
firmus,0); 5 правая (высокие тона) половина клавиатуры
dissonant a диссонирующий, неблагозвучный; dissonante Akkorde
диссонирующий аккорд
Dissonanz f, =, -en диссонанс: неблагозвучное звучание аккордов или
звуковой последовательности: в тональной музыке звучание, которое в
противоположность консонансу обладает напряженным характером; диссонанс и
консонанс - способ одновременного звучания двух звуков; многие интервалы
(кварта и квинта) звучат консонантно; другие (секунда и септима) звучат
диссонирующе; как на это реагировать, зависит от восприятия; старые греки
называли терцию диссонансом, сейчас она представляется благозвучной; 20-ый
век привел к отмене ограничений для применения диссонансов в музыке
Dithyrambe f, =, -n дифирамб муз хоровое песнопение из
древне-греческого служения Дионисию
Dolby-System n, -s, -e: электронная система высококачественного
воспроизведения звуковых сигналов, по имени американского электротехника R.
M. Dolby
Dominante f, =, -n доминанта: 1 главен-ствующая идея, основной признак
или важней-шая часть чего-либо; 2 муз 5-я ступень диатони-ческой гаммы; 3 в
учении о гармонии - название аккордов, строящихся на 5 ступени звукоряда
Dreiklang m, -(e)s, ...klдnge трезвучие: аккорд из трех звуков;
состоит из основного тона, терции и квинты; в зависимости от того большая
или малая терция, возникает Dur- или Moll- аккорд; аккорд можно построить на
любом тоне
Drummer m, -s, = ударник: исполнитель в джазе на Drum-Set (Drums),
содержащем большой и малый барабаны, Hi-hat, .2 тарелки (литавры), 2-3
тамтама и Wood-block
Dudelsack m, -(e)s, ..sдcke волынка: очень старый инструмент, который
еще и сегодня используется на Балканах и в Шотландии, и в Европе; воздушный
мешок, в который вставлено несколько свистков
Duett n, -(e)s, -e дуэт: 1 двухголосное музыкальное исполнение; 2
музыкальное произведение для двух исполнителей (певцов, танцоров) или
инструменталистов, каждому из которых предназначена особая партия; с 17 века
также композиция для двух голосов и инструментального сопровождения; 3
исполнение такого произведения двумя исполнителями, а также сами
исполнители. Драматический дуэт - важнейшая составная часть оперы;
композиционно сохраняются законы церковных и камерных дуэтов 17-18 века;
инструментальное произведение для двух инструментов часто обозначают Duo n
-инструментальный дуэт
Dur m, = мажор; дур: вид звука, в отличие от Moll; понятие Dur
произведено из средневекового учения, связанного с церковным звукорядом;
применение этих звуков стало основой перехода на гармонические звуковые
представления в 16-17в.
Dynamik f, = динамика: использование различной, относительной силы
звука при исполнении; в нотную запись впервые введены в 18 веке, наряду с
высотой и длительностью звука; в качестве обозначений применяют: fff = forte
fortissimo = sehr sehr laut = очень, очень громко; ff = fortissimo = sehr
laut =очень громко; f = forte = laut = громко; mf = mezzoforte = ziemlich
laut = порядочно, достаточно громко; mp = mezzopiano = ziemlich leise =
довольно тихо; p = piano = leise = тихо; pp = pianissimo= sehr leise = очень
тихо; ppp=pianpianissimo = дuЯerst leise = очень, очень тихо; fp
(fortepiano), sf (sforzato), cresc. (crescendo) и decresc. (decrescendo) и
dim. (diminuendo) (см. рис)
E
Elegie f, =, -n элегия: 1 вокальное или инструментальное произведение
задумчивого, печального, скорбного характера; 2 жанр медитативной лирики,
описание печального, задумчивого или мечтательного настроения
Elektrogitarre f электрогитара: гитара, колебания струн которой
передаются с помощью электрического усиления на громкоговорители служащие
корпусом гитары ; электромагнитный звукосниматель установлен в корпусе,
изготовленном из "solid body = "soliden Holz"; равноправное место заняла в
джазе около 1940 года (Charlie Christian,0); в Pop- и Rock- музыкальных
группах помимо E-Gitarre (Leadgitarre, Melodiengitarre) применяется
BaЯgitarre
elektronische Musik электронная музыка: 1950 год - музыка производимая
в студиях и записанная на магнитных носителях, звучащий материал которой
ведет свое начало от конкретной музыки; 1980 год - собирательное понятие:
1все сорта магнитофонной музыки; 2 произведенная или переработанная на
синтезаторах музыка; 3 электронно-обработанная, для последующего
воспроизведения на электронных музыкальных инструментах, музыка
F
Fermate f, =, -n фермата: знак увеличения паузы или ноты в нотном
письме, введенный в 15 веке; фермата увеличивает обычно длительность в два
раза, однако возможно несколько меньшее или большее увеличение; фермата
часто помещается в конце композиции
Finale n, pl = und ..li финал: заключительная часть инструментального
произведения
Flamenco m, -s, -s фламенко: 1 андалуз-ский танец, обычно без
инструментального сопровождения; 2 испанский исполнительский стиль, музыка,
песни, танцы
Flцte f, =, -n флейта: самый старый духовой инструмент (40000 до
8000лет до н.э.,0); все флейты имеют общий способ извлечения звука - вдувание
воздуха производится против острого края таким образом, что в конической
трубе возникают колебания; высота тона зависит от длины трубки, диаметра и
размеров отверстий и от потока воздуха; в 18 веке появилась Querflцte -
поперечная флейта с мундштуком, которая пришла на место Blockflцte; при игре
на этих флейтах необходимо было извлекать ноты, закрывая пальцами отверстия
в корпусе элементов; в 1832 Th.. Boehm разработал клапанную систему, которая
применяется во всех духовых инструментах
Flьgel m, -s, = рояль: клавишный инструмент, у которого струны
расположены в направлении клавиш: расположение струн высоких голосов придает
инструменту форму, подобную крылу птицы (Vogelflьgel)
Folklore f, = фольклор: народное творчество, произведения, создаваемые
народом и бытующие в нем легенды, песни, баллады, танцы и т.д.; "Folklore"
исследование народных традиций; под словом "Folklorismus" понимают пассивное
подражание традиционным элементам в искусстве и музыке
Fuge f, =, -n (лат ряд) фуга: многоголосная композиция, главная тема
которой проводится последовательностью всех без исключения голосов;
важнейшая форма многоголосного стиля, высшая форма полифонии; обычно
трехчастная форма с короткой кодой
G
Gattung f, =, -en вид; порода; род; тип; сорт; категория; лит муз жанр:
понятие "жанр" объединяет музыкальные произведения, для которых оказываются
справедливыми общепринятые представления; с возрастанием индивидуализации
произведений понятие жанр теряет прежнее значение; различают следующие
жанры: вокальная музыка, инструментальная музыка, оркестровая музыка,
камерная музыка, музыка для отдельных инструментов или небольших ансамблей,
духовная музыка, светская музыка
Gebrauchsmusik f прикладная музыка: обозначение определенного вида
функциональной музыки, например, литургическая музыка
Geige f, =, -n скрипка; Geige spielen играть на скрипке; die erste
Geige spielen играть первую скрипку
Geigenbogen m, -s, = und -bцgen скрипичный смычок; первоначально смычок
выглядел раньше как лук, с которым ходили на охоту, отсюда немецкое название
Geigenharz n, -es канифоль
Geigensaite f, =, -n скрипичная струна
Geistheiler m бубен (шамана,0); der sibirische Geistheiler сибирский
бубен
GeneralbaЯ m, ..sses, ..bдsse генерал-бас: в 17-18 веке основной голос,
от мелодии которого цифрами записывалось многоголосное и клавишное
сопровождение, партии органа, чембало или арфы
Gesang m пение, вокальное искусство: Gesangskunst- название для
деятельности (работы) и процесса пения, как результат этой деятельности,
воплощенный в законченной музыкальной единице (вокальное произведение,
песня,0); пение может быть общим для нескольких певцов (Chorgesang) и
индивидуальным (Sologesang) как правило пение связано со словами, текстом с
отчетливым смысловым содержанием; однако, возможно и лишенное смыслового
значения произнесение слогов или звуков (Jodeln, Vokalise, Scat,0);
историческая эпоха, народ, культура и социальный слой имеют отличающиеся
идеалы пения; отсюда возникают разные способы пения (Volks-, Kunstlied,
Belcanto, Oper, Chanson)
Glockenspiel n колокольчики: старинный музыкальный инструмент,
известный с 7 века во Франции, состоящий из разлинозвучащих колокольчиков;
ранние колокольчики состояли из отдельных колокольчиков, по которым ударяли
молоточками или палочками; колокольчики военных капелл состоят из
металлических пластин, объединенных на лироподобной раме
gregorianischer Choral григорианский хорал: важнейший жанр
средневековой церковной музыки, соединяющий по определенным правилам
мелодические фразы
Harmonik f ,= гармония: раздел теории музыки, изучающий созвучие;
основной тип созвучия - аккорд; звучание двух или более звуков, играемых или
поющихся вместе называется аккордом
H
Harfe f, =, -n арфа
Hit m, -(s), -s хит: особенно успешный шлягер, "гвоздь сезона"; хит не
является определением качества, а скорее количественной характеристикой, его
определяют положением в Hitliste, по показателям продажи пластинок и числу
заказов в музыкальных автоматах
I
Impressionismus m, импрессионизм: направление изобразительного
искусства, музыки около 1900-х годов, представители которого (Debussy)
разрабатывали способы передачи впечатления, как основного аспекта всякого
представления, переживания, мысли
Improvisation f, =, -en импровизация, экспромт: сочинение стихов,
музыки и т. п. в момент исполнения; говорить что-либо, выступать с чем-либо
без предварительной подготовки; сочинять, выдумывать; импровизация -
важнейший элемент джаза
improvisieren vt импровизировать: sie improvisierte ьber zwei
Weihnachtslieder она импровизирует на темы двух рождественских песен
Intermezzo n, -s, -s und ..zzi интермеццо; lyrische Intermezzo
лирическое отступление: промежуточное действие в драме, в серьезной опере;
короткая фортепианная или оркестровая пьеса
Interpret m, -en, -en 1 исполнитель (художественного произведения), 2
интерпретатор, (ис)толкователь
Intervall n, -s, -e интервал: интервал - расстояние между двумя тонами
(звуками,0); самый маленький интервал составляет ╫ тона; интервалы
увеличиваются, отличаясь друг от друга на полтона; каждый интервал имеет
определенное название; важнейшие, внутри октавы, называются прима, секунда,
терция, кварта, квинта, септима, октава
J
Jazz m джаз: 1 в 1890-х годах вариант афроамериканской музыки,
возникший на основе народной музыки северо-американских негров с
характерными ритмическими музыкальными инструментами и духовыми группами,
определяющими мелодико-ритмические акценты на основе свободной импровизации;
2 оркестр, состоящий преимущественно из духовых, ударных и шумовых
инструментов, предназаченный для исполнения музыки1,0); archaischer Jazz -
название самой ранней формы джаза
jьdische Musik иудейская музыка: первое свидетельство содержится в
Библии; инструменты - священные горн и барабаны, народные инструменты -
лира, арфа, флейта и свирели (дудки), ударники из бронзы и барабаны; в
храмах Иерусалима музыка была связана с точно определенными ритуальными
церемониями; во времена царя Давида (1000 до н.э.) - строгая организация
храмовых оркестров и хоров, обучение храмовых музыкантов проводилось в
собственной академии; после смерти Соломона (926 до н.э.) музыкальная
гильдия храмов распалась, произошел отход от парадной оркестровой музыки к
пению без сопровождения; песенное чтение из Библии насчитывало свыше 500
начальных акцентов и им следовали в торжественных богослужениях до 10 в.;
под испанским влиянием появились (в 15 в.) песенные мелодии; около 1800 г.
синагогальная реформа уравняла канторальные формы с европейской музыкой.
Церковные формы иудейской музыки использовались при создании литургических
песнопений (григорианских хоралов) в ранне-христианскую эпоху
K
Kadenz f, =, -en каденция (каданс):1заключительный мелодический или
гармонический оборот, завершающий музыкальное произведение, его часть или
отдельное построение; 2 виртуозный пассаж или большая вставка, первоначально
импровизационного характера, встречающаяся главным образом в
инструментальном концерте (фортепианном, скрипичном и др.) и представляющая
собой свободную фантазию на главные темы концерта; обычно исполняется
солистом без аккомпанемента оркестра
Kammerton m, -(e)s 1 камертон: изогнутый U-образно посередине и
прикрепленный на изгибе к ножке металлический стержень, концы которого могут
свободно колебаться; при ударе издает точно настроенный звук и служит
эталоном высоты при настройке музыкальных инструментов и в пении; 2 тон
настройки, строй (звук): в 1885 году в Вене на конференции была установлена
частота 435 Hz; в 1939 году - 440 Hz
Kammervirtuose m, ..sen, ..sen камер-виртуоз: почетное звание ведущего
музыканта оркестра в странах немецкого языка
Kanon m, -s, -s канон: вокальное или инструментальное произведение,
состоящее из одной мелодии (темы), которая развивается во времени по
определенным правилам, таким образом, что имитирует полифоническое
многоголосное звучание; канон - непосредственный предшественник фуги
Kantate f кантата: 1муз жанр возник в 17 веке в Италии, как всемирно
известная сольная кантата; музыкальное произведение торжественного или
лирико-эпического характера, состоящее из нескольких законченных номеров и
исполняемое певцами-солистами, часто также хором, в сопровождении оркестра;
2 многочастное стихотворное произведение к торжественному случаю или на
мифологическую тему
Kantilene f, =, -n кантилена: 1 средневековая народная песня на
эпическую тему в Западной Европе; 2 напевная, плавная мелодия; 3 певучесть,
мелодичность музыки, музыкального исполнения, певческого голоса
Kantor m, -s, ..oren 1 органист и руководитель церковного хора
(специальность,0); 2 солист и руководитель хора в григорианском песнопении
Kastagnetten f кастаньеты
Kavatine f, =, -n каватина: 1 короткая сольная часть в опере или
оратории 18-19 веков; одно- или двухчастная каватина отличается от арии
простым, близким к песенному характером; 2 инструментальная пьеса напевного
характера
Keyboard n, -s, -s кейборд: в попмузыке обычно используемое название
для всех клавишных инструментов с электронным усилением
Kirchenkonzert n, -es, -e концерт церковной музыки (в церкви)
Kirchentonart f , =, -en церковная тональность: одна из тональностей
средневековой музыки со ступенчатой последовательностью тонов без их
повышения или понижения
Klangfarbe f, =, -n тембр, звуковая окраска, оттенок: тембр - звуковая
харак-теристика инструмента звука, к которым можно относить и голос, как
особый музыкальный инструмент; тенор X может отличаться от тенора Y, гобой
имеет другой тембр, чем флейта; тембр определяют, помимо основных тонов,
обертоны (Obertцne,0); когда композитор пишет произведе-ние, ему приходится
учитывать звуковую окраску отдельных инструментов и смешивать их звучание в
соответствии со своим замыслом, подобно тому, как это делает художник при
создании картины
klanglich a звучный
klanglos a глухой (о звуке)
Klangregler m, -s, = регулятор тембра
Klangwirkung f, = звуковой эффект, акустика, резонанс
Klarinette f, =, -n кларнет: духовой инструмент в форме длинной,
тонкой, цилиндрической трубы из дерева; Klarinette blasen играть на кларнете
Klarinettist m, -en, -en кларнетист
Klassik f, = классика: 1 обозначение завершенного в своей области не
имеющего себе равного (произведения, фаза истории жанров, эпоха), которое
служит нормой и образцом для последующего ремени; в истории музыки
рассматривают как эпоху стиля венскую классику (Wiener Klassik) с музыкой
Haydnа, Mozartа, Beethovenа и примыкающую к ней веймарскую классику в
литературе (Goethe, Schiller), которая особенно близка по духу античной
греческой классике; говорят также о старой классике (Altklassik) в
применении к музыке J.S.Bachа и его времени или о классическом
Palestrina-Stil (16 век,0); понятие классика всегда определяется при
рассмотрении законченной эпохи; 2 культура и искусство греко-римской
античности
Klaviatur f, =, -en клавиатура: общее название для клавишных
инструментов
Klavichord n, -s, -e клавикорд: старинный клавишный инструмент, клавиши
которого заканчиваются металлическими шпильками или пластинками (Tangente),
ударяющими по горизонтально лежащим струнам; развивался с 14 века на основе
Monochordа, период расцвета 18 век
Klavier n, -s, -e рояль, пианино, фортепиано: Musikinstrument mit
Tasten zum Anschlagen der senkrecht zur Tastatur gespannten Saiten
музыкальный инструмент с клавишами для удара по клавиатуре, расположенной
вертикально к натянутым струнам,0); ein verstimmtes Klavier расстроенный
рояль; Klavier spielen (auf einem Klavier spielen) играть на рояле
Klavierinstrumente клавишные инструменты: собирательное название для
струнных инструментов с клавиатурой; в зависимости от механической
особенности извлечения звука могут быть разделены на ударные (Hammerklavier,
Flьgel, Clavichord, Pianino, Tafelklavier, Tangentflьgel ) и щипковые
инструментов (Cembalo, Spinett, Vigrinal, Clavicytherium)
Koda f, =, -s кода (= Coda): (итал Schwanz хвост): заключительная часть
произведения, композиции; является включенной в композицию, обобщающей и
заключающей частью; кода может выступать принципиально в свободной форме
заключительной части танцев, песен, или в виде формы с вариациям в фуге;
особое значение имеет кода в сонатной форме, например, заклбчительная
четвертая часть в 3.Sinfonie "Eroica", 1.Satz, 1804 Beethoven равноценна
всем остальным
Kolorit n, -(e)s, -e муз колорит: звуковой колорит, одно из основных
требований музыкально-выразительного исполнения, зависит прежде всего от
смысла музыкальной фразы; музыкальное звучание, которое при применении
определенных мелодических оборотов (фигур, украшений), ритмов и тембров
передает типичное для нации или региона
komponieren vt компонировать, составлять, сочинять, писать музыку
Komponist m, -en, -en композитор
Komposition f, =, -en композиция: 1 произведение искусства, то есть
осуществление художественного замысла в музыке, живописи, архитектуре,
скульптуре, поэзии; 2 структура, строение произведения искусства, его
музыкальная форма; 3 переложение в музыкальную форму прозаического
произведения, инсценировка; Richard Strauss называл свои произведения
"Tondichten" (композиции), одно из них "Till Eulenspiegel lustige Streiche"
konkrete Musik конкретная музыка: направление современной музыки,
возникшее около 1950-го года, включает в звучание электроакустический монтаж
звуков окружающей среды (композиторы Pierre Schaefe, Pierre Henry, John
Cage, Pierre Boulez,0); конкретная музыка использует все, что может звучать
или шуметь; все звуки записывают на пленке, обрабатывают звучание
электронными методами;основа для Neuen Musik
Konsonanz f, =, -en созвучие, благозвучие
KontrabaЯ m, ..sses, ..bдsse контрабас: струнный смычковый инструмент,
появившийся в 16 веке, его предшественник виола да гамба; самое раннее
изображение содержится в Jost Ammans "Turnirbuch" (1566)
Kontrafaktur f, =, -en переложение духовных текстов на светские мелодии
и
обратно
Kontrapunkt m, -(e)s контрапункт: 1 то же, что полифония; 2 само
полифоническое сочетание двух и более мелодий в разных голосах; 3 мелодия,
сопровождающая главный мелодический голос; 4 научная и учебная дисциплина,
посвященная изучению контрапункта как типа многоголосия; 5 известный с 14
века композиционный метод расширения мелодических образов в многоголосие,
путем введения одного или нескольких аккомпанирующих, сопроводительных
голосов
Konzert n, -(e)s, -e концерт: 1 предпри-нимательски организованное,
общественное представление с музыкой (например концерт оркестра, хоровой
концерт, симфонический кон-церт, церковный концерт, концерт на открытом
воздухе, весенний концерт, рождественский концерт, новогодний концерт и
т.д.,0); 2 форма музыкального произведения; в 16 (до 17 века) concerto было
собирательным названием для инструментальных и вокальных произведений с
инструментальным сопровождением, не имеющих единых связующих музыкальных
форм; 3 крупное сочинение виртуозного харак-тера для какого-либо сольного
инструмента и оркестра; музыкальный жанр, при котором солист и оркестр
принимают равноправное участие в музыкальном представлении
Konzertina f, =, -s концертина: пневматический музыкальный инструмент,
небольшая гармонь с 6- или 8- гранным корпусом и клавишами, имеющими вид
кнопок; источником звука являются металлические язычки
Kreuz n,-(e)s, -e диез: знак повышения звука на полутон ставится
непосредственно перед нотой, которую он изменяет; знак диез дает названию
ноты окончание is; при этом нота С со знаком диез называется Cis, нота D со
знаком диез - Dis
Kunstlied n, -(e)s, -er песня (сочиненная композитором, в отличие от
народной): озвученные лирические тексты, состоящие из строф, для одного или
более голосов; первоначально произошли от народных песен (Volkslied,0);
значение приобрели с 1800 годов; песни сопровождаются фортепьяно, гитарой;
мастера романтических фортепианных песен - Schubert, Schumann, Brahms, Wolf,
оркестровых песен - Gustav Mahler "Kindertotenlieder", "Lieder eines
fahrenden Gesellen"
L
Lauf m, -(e)s, Lдufe муз 1пассаж: быстрая гармоничная
последовательность звуков, часть композиции с быстрыми, трудными переходами;
2 рулада: быстрый, виртуозный пассаж в пении; встречается преимущественно в
партиях колоратурного сопрано
Laute f, =, -n муз лютня: старинный многострунный щипковый инструмент
восточного происхождения с характерным выпуклым сводчатым корпусом и плоской
или слегка выпуклой декой; по звучанию лютня близка гитаре
Lautstдrke f, =, -n громкость; сила звука
Leitmotiv n, -s, -e лейтмотив: мотив, музыкальная тема, повторяющаяся
на протяже-нии всего произведения и служащая обычно характеристикой
какого-либо действующего лица, ситуации или образа действия
Libretto n, -s, -s und ..tti либретто: 1 словесный текст музыкального
произведения (оперы, оперетты,0); сценарий балетного спектакля; 2 краткое
изложение содержания оперы, балета, оперетты
Lied n, -(e)s, -er песня: вокальные музыкальные произведения сильно
различающиеся по происхождению, исполнению, составу исполнителей, форме и
функциям; можно различить следующие типы песен: weltliches Lied светское
пение, geistliches Lied духовное песнопение (устар духовная песнь), Sololied
песня, исполняемая соло (одноголосное пение), Chorlied хоровая песня ,
Volkslied народная песня, Kunstlied (песня созданная композитором),
Arbeitslied (рабочая песня), Tanzlied танцевальная песня, Trinklied
застольная песня, Spott- oder Scherzlied сатирическая или шуточная песня,
Kinderlied детская песня, politisches Lied политическая песня, Soldatenlied
солдатская песня, Jugendlied молодежная песня, Wanderlied туристская
(походная) песня и др.
Liniensystem n нотный стан: система параллельных линий, на и между
которыми записываются ноты; простейшей формой нотного стана является нотное
письмо 10 века, различающее высоту звука певческий текст без линий; введеный
в 11 веке Guido von Arezzo нотный стан из трех (позднее 4 линий) позволял
точно записывать высоту звука; в средние века число линий увеличилось до 5 с
добавлением ключей (Schlьssel), что позволило записывать инструментальное
сопровождение
Liturgie f, =, ..gien литургия: богослужение христианской церкви с
твердоустановленными ритуалами или обычаями; церемония праздничной
MeЯ-Liturgie имеет сильный отпечаток императорских церемоний, включает в
себя процессии, ладан, несение света
M
Madrigal n -s, -e мадригал: 1 лит происходящая из Италии лирическая
стихотворная форма эпохи рококо, романтики немецких поэтов; 2 муз
многоголосное вокальное произведение; мелодия связана непосредственно с
текстом; содержит от 2 до 3 идентичных мелодических строф и, по меньшей
мере, один ритурнель с собственной мелодикой; первые мадригалы появились в
14 веке в Северной Италии как вокальные короткие, двух-, трехчастные
произведения без инструментального сопровождения
Mandola f мандола: щипковый музыкальный инструмент восточного
происхождения, известный в Европе с 12 века; первоначально мандола имела от
4 до 5 струн, с 16 в число струн удвоилось
Mandoline f, =, -n мандолина: струн-ный щипковый инструмент; наиболее
распространенный тип - неаполитанская мандолина, имеющая выпуклый овальный
корпус, короткую шейку с тонким грифом, металлическими врезными ладами и
плоской головкой, парные металлические струны; звук извлекается тонкой
пластинкой - плектром (медиатором,0); самый старый вариант возник во второй
половине 17 века в Италии путем уменьшения мандолы
Manier f, =, -en муз ( = Verzierung) украшение, отделка: с 17 века
обозначение украшения в инструментальной музыке; Triller- Vorschlag-
Doppelschlag-Schleifer-Arpeggio;
Tremolo-Vibrato-Glissando-Portamento-Bebung)
Mдnnerchor m 1мужской хор; 2 произведения для мужского хора: в
многоголосных произведениях средних веков участвовали , преимущественно,
мужские голоса; в 15-16 вв. в вокальных полифонических произведениях
присоединялись, как самые высокие, детские голоса; с 17 в. мужской хор занял
твердое место в опере (солдаты, крестьяне, жрецы и т.д.,0); стандартный состав
четырехголосный (1-ый тенор, 2-ой тенор, 1-ый бас, 2-й бас,0); в пространстве
немецкого языка мужские хоры представляют важную форму любительского пения
Mannheimer Schule мангеймская школа: значительный музыкальный центр
классической музыки при дворе Карла Теодора (1724-1799), повлиявший на
развитие венской классики; связан с именами J., C. u A. Stamitz, I.
Holzbauer, F. X. Richter; новым в оркестровом оформлении стало
самостоятельное применение духовых инструментов
Marsch m, -es, Mдrsche муз марш: музы-кальное произведение в энергичном
четком ритме и темпе, строго соответствущем шагу; часто вид строевой музыки;
тактовый размер 2/4 или 4/4
Mazurka f, =, -s мазурка: от названия области в районе Вислы Masovien;
вначале танцевальная песня, затем народный парный танец, стремительный и,
одновременно, лиричный по характеру, образно передающий элементы
кавалерийской езды; около 1600 г. польский национальный дворцовый и
гражданский танец; около 1750 г. -общественный танец в России, Германии,
Англии и Франции; музыкальный размер 3/4
Meistersinger m мейстерзингер: принадлежащий к поэтам - ремесленникам;
городские ремесленники 15-16 века, которые использовали старинные
характерные формы песен по строго определенным правилам ремесла;
объединялись в особый цех (школы пения,0); впервые появились около 1370 года в
Майнце и закончили как еретики в 1878 году в Меммингене
Melisma n, -s, ..men мелизм(а), колоратура: обозначение мелодического
украшения, передающего один слог несколькими звуками; имеет устойчивые формы
в нотной записи: форшлаг - предварительные удары перед основной нотой,
группетто - чередование основного звука с соседними, верхним и нижним, трель
- многократное быстрое чередование двух смежных звуков, мордент - быстрое
исполнение после основного звука вспомогательного, на ступень выше или ниже
основного и повторения основного
Melismatik f, = искусство мелодического украшения при пении
Melodie f, =, ..dien мелодия: 1 вырази-тельная, благозвучная
последовательность звуков для одного голоса, объединенных определенными
отношениями высоты, длительности и силы, и составляющих музыкальное
единство, напев; 2 в музыке гомофонного склада - наиболее выразительный
голос (гомофония - вид многоголосия, при котором главенствует один голос, а
все остальные играют подчиненную роль)
Mensur f, =, -en мензура: 1 значение ритмической длительности отдельных
нот в средневековой многоголосной музыке; 2 ха-рактеристики конструкции
музыкальных инструментов, например, отношение длины и диаметра для свирели,
отношение общей длины и длины грифа для струнных инструментов
Mensuralmusik f, o. Pl. в музыке 13-16 вв. - обозначение многоголосной
музыки
Mensuralnotation f, o. Pl..форма нотной записи: возникла в 13 и
развивалась до 16 в., позволяла наряду с длительностью показывать
ритмическое различие нот и пауз
Menuett n, -(e)s, -e менуэт: возник из французского народного танца при
Людовике XIV около 1650 г.; сформировался, как придворный, стилизованный,
церемониальный танец, с характерными мелкими ("грациозный шаг") и большим
количеством фигур, широко распространился в Европе и между 1700 и 1750 гг
при дворах Европы; музыкальный размер 3/4; с 17 века использован, как
составная часть сюиты; позже использовали, как составную часть симфоний,
Concerti grossi , увертюр
Messe f, =, -n месса: 1 католическая обедня; 2 многоголосное
циклическое хоровое произведение на текст литургических текстов католической
службы, а также концертное произведение, выходящее за рамки церковной
музыки; один из главных жанров в средние века и в период ренесанса; месса
состоит из Ordinarium, имеющей 5 частей (Kyrie, Gloria, Credo,_Sanktus,
Agnus Dei) с неизменяющимся во всех мессах текстом, и из Proprium, пять
частей которого (Introitus, Graduale, Alleluia, Offertorium, Communio)
изменяются в разных мессах; с 15-16 вв. месса следует за развитием музыки,
является основой для создания оперы; помимо четырехголосного хора, включает
в себя сольный инструмент и большое оркестровое сопровождение; в 18 в.
некоторые произведения переходят литургические рамки, а с 19 в. месса звучит
в концертных залах (Beethoven, Berlioz, Verdi)
Metrik f, =, -en муз учение о такте и ритмическом звучании
Mezzosopran m меццо-сопрано: 1женский голос, средний по высоте между
сопрано и контральто; 2 певица, обладающая таким голосом
Minimal Music f минимальная музыка: возникла в середине 60-.х годов,
включает Rock, индонезийскую Gamelan- Musik, индийскую Raga-Musik;
характеризуется сильным медитативным влиянием и непрерывным звучанием;
мелодика и ритмика ограничиваются короткими формулами мотивов, постоянно
повторяющимися и при этом слегка изменяющимися и передвигающимися друг
относительно друга; при этом возникает широкое, быстротечно текущее звуковое
пространство
Minnesang m различные формы средневерхненемецкой любовной лирики
12-13вв.
Minnesinger m миннезингеры: поэты- певцы при германских дворах 12-13
века, перенявшие традиции провансальских трубадуров; предметом их песнопений
была рыцарская доблесть и беззаветное служение избраннице
Minstrel-Show: первоначальное название для развивающегося в Северной
Америке с начала 19 в. театра-варьете, с так называемыми Negro Minstrels,
(Minstrel -актер в Англии на службе у дворян,0); в котором пародируются белые
исполнители и музыканты афроамериканской танцевальной музыки; главными
действующими лицами первоначально были Jim Crow и его добросердечная черная
Mammy
MiЯklang m, (e)s, ..klдnge неблагозвучие, разноголосица (в пении),
разлад, дисгармония, диссонанс
MiЯton m, -(e)s, ..tцne (=MiЯklang)
Modalitдt f, =, -en муз оформление мелодии по образцам церковной
тональности (Bartуk, Стравинский)
Modulation f, =
 

Перейти на