Deutsch

Загадочные сооружения Земли.

11.01.10 21:49
Re: Загадочные сооружения Земли.
 
  malru* Miss Marple
malru*
в ответ malru* 11.01.10 21:46
От Гебекли-Бахо до Сечин-Тепе
Так ли это было здесь? Для американской археологии характерен поиск древнейших государственных образований. В долине Касма, утверждают Позорски, уже сложились свои ╚касты╩: аристократия, жречество и зависевшие от них чиновники. Другой исследователь этой долины, Петер Фукс, лишь полемично заявляет: ╚Я нигде не вижу чиновника╩. По его мнению, здесь еще не произошло столь заметного и резкого расслоения общества. Здесь пока ощутима лишь ╚специализация╩ -- выделяются шаманы, ремесленники, вожди, то есть люди, обладавшие определенными талантами и доблестями, которые они использовали во благо остальным соплеменникам.
Особенно важны шаманы -- будущие жрецы, хранившие память о прошлом, традиции племени. Они знали все, о чем лишь могли догадываться юноши и чему уже не верили старцы. От их сердечных слов пробуждались боги, от их завываний и кличей оторопь брала даже демонов. ╚Случалось так, что они собирали вокруг себя все племя. Но для этого требовалась подходящая декорация╩, -- продолжает Фукс. Соплеменники могли сходиться, например, на круглой площади или огороженном дворе. Позднее рядом огораживали еще один двор -- уже для избранных. Во время таких сходок устраивались настоящие представления, -- пожалуй, как на собраниях современных сект. Звучала музыка, раздавались песнопения, люди пускались в пляс.
┘Как бы то ни было, ясно одно. Учебники по истории Перу и ≈ шире! ≈ всей Южной Америки придется переписывать. Мы заново открываем целые тысячелетия становления культуры народов, населявших Анды. Заново пытаемся понять, когда индейцы Южной Америки начали переходить к оседлому образу жизни. Когда совершилась культурная революция и как на землях, населенных племенами охотников, рыбаков и собирателей, постепенно зародилось государство и возникло иерархическое общество? Как оно формировалось из разрозненных кланов? Как горизонтальная (племенная) структура общества сменялась вертикальной иерархией, присущей государству?
В этой ╚квадратуре круга╩ все еще остается много непонятного. Слишком трудно одна общность -- небольшой союз родственников и соратников -- поддается превращению в другую, в множество неприметных, одинаковых атомов, каждому из которых отведено свое неколебимое место. Рабу суждено остаться рабом, крестьянину -- крестьянином, и даже самый мудрый охотник никогда не станет царем, пусть он лучше любого вельможи умеет выслеживать зверя в лесу и ловить рыбу в реке.
Археологические открытия последнего десятилетия ставят под сомнение привычную модель формирования человеческой цивилизации. До недавних пор считалось, что появлению монументальной архитектуры предшествуют переход людей к оседлому образу жизни, развитие земледелия и животноводства, изобретение керамики. Первые архитекторы Древнего Перу были не пахарями, а рыбаками, не сеятелями, а собирателями трав, плодов и кореньев, не ремесленниками, а охотниками. Они не владели искусством письма, не умели изготавливать керамическую посуду -- они ╚лишь╩ строили храмы. Их опыт заставляет, впрочем, вспомнить другое достижение строителей каменного века, святилище, обнаруженное далеко от Перу --на земле Турции, в Гебекли-Тепе.
Мы мало что знаем о жителях Перу той далекой эпохи. Даже о точном назначении зданий, возведенных ими, можем подчас только гадать. С некоторой долей уверенности мы готовы сказать, что на этих площадях и дворах, в пирамидах и других постройках проводились какие-то общинные празднества и выполнялись определенные ритуалы.
┘Еще недавно, в начале 1990-х годов, древнейшей цивилизацией Перу считалась культура Чавин, сформировавшаяся на севере страны около 1200-1100 годов до новой эры. ╚Происхождение╩ же самой ╚культуры Чавин пока неясно╩, констатировал ╚Археологический словарь╩ У. Брея и Д. Трампа, изданный на русском языке в 1990 году (первое оригинальное издание на английском -- в 1970 году).
Но археологические раскопки, проводившиеся в -- отдельных -- речных долинах Перу в последние 15 лет, позволяют нам покинуть ╚горизонт культуры Чавин╩ и отступить в прошлое на целых две тысячи лет, чтобы┘ увидеть и там самобытные культуры, сложившиеся еще в позднем каменном веке. Это было время не только охоты и собирательства, но и монументального строительства.
Не только в долине Касма, но и в других речных долинах Перу -- оазисах в этой пустынной стране -- археологи обнаруживают руины древних построек.
Около пяти тысяч лет назад в различных областях Перу начинает формироваться иерархическое общество. Их население живет уже не одной лишь рыбной ловлей, но и занимается возделыванием культурных растений -- маиса, арахиса, маниока, тыквы. Создаются системы искусственного орошения, позволяющие использовать под плантации обширные участки пустынных земель. Жизнь общества заметно усложняется, что подразумевает и разделение труда, и появление жесткой централизованной системы управления обществом, а это, в свою очередь, позволяет отвлечь часть работников для строительства крупных сооружений, например пирамид.
Совместное участие в культовых церемониях, проводившихся под руководством шаманов или жрецов, а также работа по возведению пирамид, что в Перу, что на другом конце света, в Египте, позволяли людям почувствовать себя единой общиной. Главное отличие между культурами Древнего Египта и Перу заключалось в том, что жители Нильской долины изобрели иероглифическую письменность, оказавшую огромное влияние на развитие общества. Символы, начертанные на папирусе, наполнялись духом эпохи и хранили множество смыслов. Они могли запечатлеть религиозные воззрения и подвиги воителей, глухой ропот бедняков и жалобы влюбленных, нормы поведения и надежды пророчеств.
Общины Древнего Перу оказались обществом мертворожденных слов. Все сказанное исчезало навеки, забывалось от поколения к поколению. Оставались лишь пирамиды, каналы, граффити, жилые дома, узелки на шнурках┘ Много ли могли сохранить последние? Археологи не берутся сказать.
Письменность сплачивала жителей Нильской долины. Многие тысячи людей на протяжении веков поклонялись общим богам, жили по единым законам, в то время как жители речных долин Перу оставались глубоко разобщены. Каждый оазис был отдельным мирком, который роковым образом оказывался отделен от других таких же мирков, затаившихся за горным отрогом, за далью пустыни. Отдельные общины жили изолированно друг от друга, не обменивались своими изобретениями и культурными достижениями. Это затрудняло развитие древнеперуанской цивилизации. Из разрозненных осколков так и не склеивалось единое целое┘
 

Перейти на