Deutsch

Мастерство водителя

07.04.05 17:53
Re: Мастерство водителя
 
burlakoff местный житель
burlakoff
УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМ В УСЛОВИЯХ
ЧАСТИЧНОГО СКОЛЬЖЕНИЯ
Скольжение кол╦с автомобиля возникает в результате потери сцепления с дорогой. Оно может начаться внезапно при торможении на скользкой поверхности, при входе в поворот на слишком высокой скорости, а так же под действием внешних сил. От своевременных и правильных действий водителя, зависит, удастся ли восстановить устойчивое движение автомобиля или начавшееся скольжение привед╦т к окончательной потере управления, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Для того, чтобы правильно действовать в условиях начавшегося скольжения, требуется умение вовремя его почувствовать и ч╦ткими действиями восстановить устойчивость автомобиля. Как правило, времени на обдумывание в таких ситуациях нет и любое промедление грозит тем, что потеря устойчивости зайд╦т за грань, за которой восстановление устойчивого движения будет невозможно. В связи с этим действия водителя должны быть доведены до автоматизма.
Такой автоматизм можно выработать в процессе самостоятельных тренировок.
Сцепление колеса с дорогой зависит от величины вертикальной нагрузки на колесо, от сил действующих на автомобиль, от качества дорожного полотна, от износа, давления и конструктивных особенностей шины. При одном и том же покрытии для каждого колеса запас сцепления с дорогой уменьшается по мере уменьшения вертикальной нагрузки на колесо и увеличения суммарной силы в контакте колеса с дорогой. Перечислю все возможные силы. Это может быть сила тяги, подводимая к колесу от двигателя. Если эта сила превысит предел сцепления с дорогой, начинается буксование. Это может быть также тормозная сила. Если тормозная сила превысит запас по сцеплению √начинается юз.
Это может быть боковая сила от действия инерции в повороте, от бокового ветра и от поперечного наклона дороги. В этом случае при превышении предела сцепления возникает занос. Но на колесо могут действовать одновременно две силы, например сила тяги и боковая сила, или наоборот √ тормозная и боковая. В этом случае суммарная сила является результатом сложения двух сил (смотрите рисунок) и потеря сцепления может наступить, когда каждая из этих сил в отдельности будет меньше запаса по сцеплению.
Вышесказанное объясняет, почему ведущее или тормозящее колесо быстрее теряет сцепление в боковом направлении и почему потеря сцепления колеса, менее нагруженного вертикальной силой от веса, наступит раньше, чем при большей нагрузке. Отсюда ясно и то, почему при торможении потеря сцепления задних кол╦с под действием боковой силы наступит раньше, т.к. они разгружаются и предел их сцепления становится существенно меньше, чем у догружаемых при торможении передних кол╦с. Также очевидна разница в поведении задне и переднеприводных машин при потере устойчивости в повороте. У заднеприводных потеря устойчивости связана с началом заноса задних кол╦с ( при этом автомобиль стремится идти по более крутой траектории или вообще разворачивается задом напер╦д. У переднеприводных автомобилей потеря устойчивости выражается в начинающемся боковом скольжении передних ведущих кол╦с. Называется это явление уже не ╚Занос╩, а ╚Снос передней оси╩. При этом автомобиль стремится идти по более пологой траектории, не желая вписываться в поворот, стремясь идти по прямой, несмотря на вывернутые передние кол╦са. Это более опасный эффект, чем занос на заднеприводных автомобилях, хотя этот эффект наступает при довольно высокой скорости. Должен сказать, что лично я предпочитаю только переднеприводные или (мечта) полноприводные автомобили, т.к. управление ими приносит больше удовольствия и не кажется сложным, если правильно им овладеть. Но вс╦-таки правильно овладеть переднеприводным автомобилем гораздо сложнее, чем заднеприводным.
ВЫВОД. Чтобы восстановить устойчивое движение, нужно уменьшить суммарную силу в контакте колеса с дорогой. Если к колесу подводится сила тяги, то следует чуть уменьшить подачу топлива. Только не следует отпускать педаль до конца, т.к. начн╦тся торможение двигателем и положение только ухудшится. Если же потеря устойчивости наступила при торможении, необходимо на некоторое время прервать торможение.
Мастерство водителя
 

Перейти на