История.
Прежде чем в страну войдут вражеские танки, страны-агрессоры «проезжаются» культурой — насаждают собственную и притесняют ту, которая господствует на этой территории.
Вклинивая желательные нарративы в культурное поле, они формируют благоприятные условия для ведения гибридной войны.
На это и рассчитывают захватчики — что благодаря лояльности к их культуре они будут иметь карт-бланш на территории других стран.
По такому сценарию годами работает и РФ — экспроприируя украинских культурных деятелей, устанавливая памятники своим вождям и всячески проталкивая свой низкосортный контент в инфопространство.
Фразы вроде «культура не ко времени» или «а при чем тут Пушкин?» при таких обстоятельствах становятся вредными нарративами, которые угрожают национальной безопасности Украины.
«Маскировочная сетка российского оружия» — мультимедийный проект о важности кенселинга российской культуры в условиях полномасштабного вторжения России в Украину.
Разбираемся, как российская культура способствует войне.
— Теперь у нас ничего не будет российского.
Ничего, — со слезами на глазах говорит учительница украинского и русского языков одной из харьковских школ. В начале июня это учебное заведение обстреляли ракетами российские военные.
Уже несколько месяцев учебное заведение стоит в полуразрушенном состоянии: на полу кое-где разбросаны школьные учебники, парты перевёрнуты, но на стенах всё ещё держатся разнообразные стенды с объявлениями.
В одном из классов над доской также висит портрет Владимира Даля — датско-немецкого лексикографа родом из Луганска, который упорядочил один из самых больших словарей русского языка.
Двенадцать лет назад, в 2010 году, именно в этой школе на Салтовке открыли единственный в Украине музей российского поэта Сергея Есенина.
Тогда горожане гордились и радовались открытию, не подозревая, что именно российская ракета через 12 лет так повредит здание.
Один из наиболее густонаселенных жилых массивов Харькова, построенный в 80-х годах.
Российская армия разрушила более 70 % его зданий, на момент публикации материала обстрелы продолжаются.
Имперские аппетиты России уходят ещё во времена Московского царства. Когда к власти пришёл Петр I, он нормализовал практику завоевания других государств, чтобы расширять территории своей страны.
Однако только захватничеством земель не обошлось — московиты экспроприировали себе историю Киевской Руси и начали сближение с Европой.
Желание Петра I интегрировать Российскую империю именно в европейский контекст стало причиной того, что в начале XVIII ст. он инициировал ряд реформ, чтобы превратить азиатское государство в молодую европейскую монархию.
Петр I учился в Европе и был большим поклонником западного мира.
Для легитимизации империи необходимо было создать историческое обоснование европейскости Московии, довести цивилизационное единство со странами запада.
IИменно тогда было принято решение переименовать Московское царство в Российскую империю с последующим расширением её территорий благодаря завоеванию соседних государств.
Дуальность российской культуры, когда россияне, с одной стороны, декларируют себя европейцами, а с другого — проявляют типичную азийскость, стало той самой «загадочностью русской души», что столетиями привлекала западный мир.
Этот интерес не исчез до сих пор, ведь царская Россия много лет проводила мощную политику мягкого влияния в других странах.
Поэтому немало европейцев, даже видя последствия полномасштабной войны в 2022 году, всё равно не понимают (или не хотят понимать), почему нужно кенселить российскую культуру.
«Это всё война Путина, — говорят они, — при чём тут искусство?».
Некоторые его иностранные коллеги — образованные, прогрессивные люди — начали поддерживать Россию именно из-за культуры:
Каждую неделю хоронят погибших украинских воинов и в столице. Михайловская площадь в Киеве после Революции Достоинства стала местом скорби и борьбы. Тогда, в ноябре 2013 года, Михайловский собор был пристанищем для протестующих в столице, — там оставались и днем, и ночью. А после очередной попытки силового разгона протестующих в храме впервые за восемь столетий били в набат.
Сегодня об этих событиях напоминают портреты героев Небесной Сотни, размещенные на стенах храмового комплекса.
Сейчас их уже дополняют фотографии защитников и защитниц Украины, павших в полномасштабной войне 2022 года. На какой-то миг может показаться, что теперь все они смотрят на уничтоженную российскую технику, размещенную на Михайловской площади неподалеку как вещественное доказательство вторжения российской армии и её преступлений.
— Такое ощущение, что они видели детей и специально стреляли, — говорит молодая женщина своему спутнику, рассматривая один из экспонатов — прошитую пулями легковую машину с большой надписью «Дети».
Машина привлекает внимание, резко контрастируя с сожженной российской техникой. Внутри салона ещё раскиданы вещи гражданских людей, а на лобовом стекле до сих пор лежат засохшие цветы с черной лентой.
Историк искусств объясняет, что важно чётко разделять искусство и культуру.
Искусство — составляющая культуры вместе с бытом, традициями, ценностями и стилем жизни каждой отдельной нации.
Искусство влияет на культуру, а культура в свою очередь формирует человека.
— Закон силы и насильствия всегда существовал в России, особенно в провинциях. Ещё недавно в российском киноискусстве была популярной тема социальной несправедливости (говорится об авторском кино последнего десятилетия. — ред.). Фильмы было сделано для заграничного зрителя, они получали на международных фестивалях разнообразные призы.
При этом никто эти ленты не смотрел в самой России. Ведь у россиян не было и нет запроса на справедливость, потому что никто там в неё не верит.
Это значит, что несправедливость в России является нормой.
А там, где несправедливость является нормой, все способы достижения этой несправедливости являются традиционными.
Разница между тем, что Россия транслировала наружу и тем, как искусство влияло на внутреннюю аудиторию, на самом деле огромна.
Например, если западное общество воспринимало российские произведения как загадочный восточноевропейский фатализм, то для россиян они лишь усиливали уверенность в том, что «маленький человек» в большом мире ничего не решает.
И лучше подчиниться сильнейшему, чем бороться и погибнуть.
Российское искусство стало прикрытием для российской пропаганды, а пропаганда в свою очередь стала основанием захватнической войны.